В ближайшие полгода бизнес будет не только сокращать, но и нанимать новых сотрудников. Опрос НРА НАФИ.

В ближайшие полгода бизнес сохранит востребованность ряда специальностей, в том числе сотрудников производственного блока, IT, маркетологов и специалистов по логистике. И это несмотря на то, что одной из самых популярных мер компаний по снижению издержек является оптимизация фонда оплаты труда, в том числе за счет сокращения персонала, где больше всего риску сокращения будут подвержены HR, менеджеры по продажам, дизайнеры и административно-хозяйственные работники. Таковы результаты совместного исследования  Национального Рейтингового Агентства (НРА) и Аналитического центра НАФИ.
 
Большинство компаний в новых социально-экономических условиях уже приняли ряд мер в отношении персонала , однако в ближайшие полгода процессы оптимизации штата продолжатся, причем предприниматели планируют как сокращать, так и нанимать сотрудников. 
 
Наиболее стабильная ситуация с кадрами прогнозируется в следующих отделах/департаментах: 
финансовый отдел и бухгалтерия (68% компаний не планируют сокращать или набирать новых сотрудников), 
административно-хозяйственный блок (65% компаний не планируют менять численность персонала),
юридическая служба (61% компаний не планируют увольнять или набирать новых юристов).
 
Наибольшему риску сокращения в ближайшие полгода подвержены менеджеры по продажам (17% компаний заявляют о планах по снижению численности сотрудников соответствующего департамента), секретари, курьеры и другие сотрудники отдела административно-хозяйственного обеспечения (15%), дизайнеры и HR-специалисты (по 13%).
 
Ряд специалистов напротив, особенно востребованы сегодня и, по мнению бизнеса, спрос на них в ближайшее время увеличится. К таковым относятся:
сотрудники производственного блока (рабочие, инженеры, технологи – 18% опрошенных планируют увеличить их численность на предприятиях),
представители маркетинговых специальностей (маркетологи, продуктологи, аналитики – 16% компаний предполагают открытие для них новых рабочих ставок), 
IT-кадры (14% компаний заявляют о готовности расширить штат IT-отдела), 
специалисты по логистике (12% компаний планируют привлекать новых сотрудников в этой сфере).   
  
В обрабатывающей промышленности планируют прежде всего увеличить число рабочих и квалифицированных кадров на производстве (42%), а также специалистов по логистике (26%). В строительстве предполагают сократить численность сотрудников маркетинга (21%), отдела финансов и бухгалтерии (24%) и HR (24%). В торговле планируют увеличить число маркетологов (24%) и административно-хозяйственного персонала (11%). В отрасли ИТ и телекоммуникаций планируют, с одной стороны, сократить число юристов (28%), сотрудников административно-хозяйственного отдела (33%), маркетологов и финансовых специалистов (по 29%), а с другой – увеличить число дизайнеров (32%) и IT-специалистов (47%). 
 
Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ:
«Человеческий капитал – один из ценнейших активов любого бизнеса. В период кризиса, когда компаниям нужно перестраивать процессы и оптимизировать издержки, чаще всего первичный удар приходится на фонд оплаты труда. Так было и в нынешней ситуации. Однако динамика результатов оперативного мониторинга НАФИ показывает, что бизнес, начав эти процессы в начале марта, в мае вышел на «плато», масштабных сокращений в ближайшее время не ожидается. В то же время новые вызовы и риски, которые несет изменившаяся социально-экономическая конъюнктура, повышают спрос на специалистов в сфере логистики и ИТ. Защита данных, обеспечение бесперебойности бизнес-процессов, построенных на прогрессивных ИТ-продуктах и выстраивание новых логистических цепочек связей с поставщиками и подрядчиками – приоритетные задачи для российских предпринимателей, которые невозможно решить без привлечения высококвалифицированных специалистов». 
 
Алина Розенцвет, генеральный директор Национального Рейтингового Агентства: 
«Планы по управлению персоналом находятся в русле ожидаемой трансформации структуры российской экономики, обусловленной необходимостью развития собственных производств и сервисов, усилением тренда на импортозамещение, в том числе в обеспечении функционирования IT-инфраструктуры. В условиях трудностей с зарубежными поставками обеспечение логистики может потребовать большее количество ресурсов, а появление новых брендов взамен покинувших российский рынок будет сопровождаться спросом на маркетинговую аналитику и усилением роли бренд-менеджмента. Относительная стабильность в кадровой политике обеспечивающих функций свидетельствует об ожиданиях восстановления объемов бизнеса в среднесрочной перспективе. При этом процессы оптимизации штата могут стать драйвером развития фриланса и аутсорсинга на российском рынке труда». 
 
Методология:
Всероссийский репрезентативный опрос предпринимателей проведен Аналитическим центром НАФИ в мае 2022 г. Опрошены 500 представителей микро, малого и среднего бизнеса всех основных отраслей экономики во всех федеральных округах РФ. В качестве респондентов выступали собственники бизнеса, первые лица компаний и индивидуальные предприниматели.
 
Аналитический центр НАФИ – исследовательские решения для бизнеса
НАФИ — многопрофильный аналитический центр, на рынке уже более 15 лет. Мы проводим исследования рынков и общественного мнения для коммерческих компаний и государственных структур. Данные НАФИ регулярно используются государственными органами, всероссийскими общественными организациями, коммерческими компаниями и федеральными СМИ. На основе наших данных принимаются стратегические решения, направленные на повышение качества продуктов и услуг, оптимизацию издержек, привлечение клиентов и повышение их лояльности. Мы предлагаем конкретные продукты и решения для широкого спектра задач. Наша экспертиза охватывает сферы финансов, высоких технологий, предпринимательства, социальную сферу, здравоохранение, HR и рынок труда, недвижимость, туризм.
 
Национальное Рейтинговое Агентство (НРА) – независимое российское рейтинговое агентство. Бренд, известный на российском рынке 20 лет. Включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России. Агентство присваивает кредитные рейтинги, некредитные рейтинги надёжности и качества услуг, ESG-рейтинги, осуществляет верификацию «зелёных» и «социальных» облигаций, проводит аналитические исследования по широкому кругу вопросов.  Рейтинги НРА используются участниками рынка инвестиций как один из важных критериев оценки эффективности ведения бизнеса компаний и анализа рисков; Московской биржей – для включения облигаций эмитента в Сектор Роста; СПБ Биржей – для допуска облигаций эмитента к торгам; компаниями – для получения финансирования проектов устойчивого развития.
 
Таблица 1. «Каким образом вы планируете изменить численность сотрудников в перечисленных отделах/департаментах вашего предприятия?», % от всех опрошенных (сумма процентов по строке)
 
                                              
  Источник: НАФИ