Кредитный рейтинг — это мнение Агентства о кредитоспособности компании в целом или относительно ее конкретных обязательств. Агентство, присваивая рейтинг, оценивает вероятность дефолта эмитента. Это мнение формируется на основе комплексного анализа компании, учитывающего как финансовое состояние, так и качество корпоративного управления, а также уровень бизнес-рисков.
При этом кредитные рейтинги напрямую не отражают ряд некоторых факторов, которые могут иметь значение для заемщика в будущем. Например, ожидаемое с высокой вероятностью изменение ценовой конъюнктуры, которое окажет существенное влияние на финансовые результаты компании. Такие обстоятельства будут отражены в прогнозе по кредитному рейтингу — «Стабильный», «Негативный» или «Позитивный». Прогноз показывает ожидания Агентства по изменению финансового положения компании в ближайшие 12 месяцев, что выразится в изменении рейтинга.
Агентство отслеживает платежеспособность компаний не только в момент присвоения рейтинга, но и в течение всего периода сотрудничества: рейтинг регулярно пересматривается. Мнение Агентства независимо и основано на четких критериях каждого оцениваемого показателя. Именно объективность обуславливает пользу рейтингов.
Рейтинговая оценка по сути является оценкой риска и поэтому полезна потенциальным инвесторам для принятия решения о размещении средств. Действующие инвесторы с помощью рейтинга могут оценить надежность своих вложений в реальном времени.
Если речь идет о кредитной организации, то полезно знать ее рейтинг и вкладчикам: он позволит выбрать оптимальный вариант по соотношению риска и доходности.
В результате от присвоения рейтингов в выигрыше остаются сами компании: независимая оценка их кредитоспособности открывает им доступ к рынкам капиталов (в том числе, международным) и за счет повышения прозрачности позволяют привлекать денежные средства дешевле (по более низким процентным ставкам).
Рейтинговая шкала — это система рейтинговых категорий, отражающая вероятность дефолта. Эти категории выражаются в буквах и символах – от самого высокого уровня надежности (ААА) до самого низкого (ССС), что и является мнением Агентства.
Для прохождения процедуры рейтингового процесса эмитенту необходимо заключить договор с Агентством и представить для анализа финансовую отчетность, данные о стратегии и управлении компанией, дополнительную информацию, необходимую для оценки. Кроме того, менеджменту компании необходимо пройти рейтинговое интервью, в ходе которого аналитики смогут задать необходимые дополнительные вопросы.
Агентство пересматривает рейтинг компаний на регулярной основе – раз в год. При этом осуществляется постоянный мониторинг изменений, касающихся рейтингуемых компаний, и при появлении новой информации, которая способна повлиять на уровень рейтинга организации, он может быть пересмотрен.
Да, это зависит от политики конкретного рейтингового агентства и его методологий. «Стандартные» корпоративные методологии рейтинговых агентств рассчитаны преимущественно на крупный бизнес и не принимают во внимание некоторые особенности предприятий малого и среднего бизнеса (МСП). Так, эти методологии «вознаграждают» компании за крупный размер и существенную долю рынка, географическую и продуктовую диверсификацию бизнеса, «штрафуют» за отсутствие коллегиальных органов корпоративного управления, существенное вовлечение собственника в управление бизнесом и так далее.
Исследования НРА показывают, что относительно МСП размер бизнеса, организационно-правовая форма деятельности, наличие или отсутствие структур корпоративного управления, а также стоимость финансирования не оказывают существенного влияния на кредитоспособность компании. При этом поведенческие аспекты деятельности предпринимателя или ключевых руководителей, наличие жалоб и замечаний от клиентов, географическое положение, отраслевая принадлежность, срок работы в данной отрасли, рентабельность активов, финансовый рычаг, эффективность управления рабочим капиталом и прогнозные индикаторы ликвидности являются наиболее показательными для оценки кредитоспособности. Методология НРА учитывает эту специфику.
Сейчас всё более повышается интерес к кредитным рейтингам, присвоенным МСП. Это связано, в том числе, с правилами листинга на Московской бирже в Секторе роста, которые предполагают, что субъекту МСП (или его гаранту) для доступа в этот биржевой сегмент необходимо иметь кредитный рейтинг, присвоенный одним из аккредитованных кредитных рейтинговых агентств.
Некредитный рейтинг надежности и качества услуг финансовых компаний – это мнение Агентства об устойчивости бизнес-модели и рыночных позициях компании.
Рейтинг отражает оценку:
Рейтинги надежности и качества услуг являются некредитными, т.е. несвязанными с оценкой вероятности дефолта по принятым компанией финансовым обязательствам.
Рейтинговая шкала — это система рейтинговых категорий, отражающая мнение Агентства об уровне надежности и качества услуг финансовой компании. Эти категории выражаются в буквах и символах – от самого высокого уровня надежности до самого низкого.
Агентство пересматривает некредитный рейтинг – раз в год. При этом осуществляется постоянный мониторинг за изменениями, касающимися рейтингуемых компаний. Рейтинг может быть пересмотрен при появлении новой информации, которая способна повлиять на его уровень.
ESG рейтинг – оценка количественных и качественных характеристик деятельности компании/региона в области экологической и социальной ответственности, корпоративного/государственного управления, а также оценки усилий компании/региона по минимизации ESG-рисков.
ESG рейтинг позволяет инвесторам и контрагентам определить уровень ответственности компании/региона, а также экологические, социальные и управленческие риски, возникающие при взаимодействии с ней/ним.
Агентство пересматривает ESG рейтинг компании/региона раз в год.