Транспортная отрасль России: идеальный шторм в настоящем и масштабная структурная перестройка впереди

Вводимые против России торговые ограничения требуют от транспортной отрасли вынужденной масштабной структурной перестройки. НРА ожидает, что при благоприятном стечении обстоятельств период стабилизации отрасли после шока закончится в конце 2022 - начале 2023 года. Затем внешние связи начнут восстанавливаться, а уже в 2025 году объемы перевозок в годовом выражении могут вновь вернуться к уровню, наблюдаемому в 2021 году.
 
Полагаем, что даже в случае длительного закрытия отдельных направлений, в основном, в сторону США и Западной Европы, существуют все шансы организации новых транзитных и экспортных маршрутов в страны Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. Эти маршруты в перспективе увеличат устойчивость и экономическую эффективность работы транспортной отрасли, что позитивно повлияет на всю экономику России в целом.
 
Наблюдаемая высокая неопределенность ограничивает возможности предсказания изменения в транспортных потоках. Базовый прогноз НРА предполагает, что транспортная отрасль может потерять от 25% до 40% объемов в стоимостном выражении в 2022 году в зависимости от разных вариантов развития событий. 
 
В базовом сценарии в наибольшей степени сократятся экспортные транспортные потоки по машинам и оборудованию в страны EC и США. Сокращение экспортных потоков в прочие страны ожидается в 2.5-3 раза меньше, чем в страны, вводящие ограничения. 
 
По экспортным транспортным потокам по сырью ситуация зависит от возможных сценариев эмбарго и контрасанкций (особенно по минеральным удобрениям, зерну, металлургической продукции (включая редкоземельные металлы). Здесь ситуация продолжает постоянно меняться. Тем не менее, НРА ожидает незначительное сокращение экспортных транспортных потоков по газу, умеренное сокращение экспортных транспортных потоков по нефти и нефтепродуктам. Сокращение транспортировки остальных сырьевых товаров может варьироваться от умеренного до значительного в зависимости от степени ограничений и контрмер. 
 
По импортным транспортным потокам ожидается существенное сокращение транспортных услуг по ввозу инвестиционных товаров (машин и оборудования) из стран ЕС и США. Сокращение импорта инвестиционных товаров из прочих стран будет в пределах 15%-20%. По потребительским товарам сокращение транспортных потоков из стран ЕС и США может также быть значительным, однако НРА ожидает увеличение импорта из прочих стран в пределах 20%-25%, что компенсирует падение на европейском направлении. 
 
Поддержать транспортную отрасль, в первую очередь, способно государство, и объемы помощи постоянно растут. По данным на март 2022 года, на докапитализацию РЖД для поддержки реализации инвестиционной программы и цифровизации Правительство предполагает направить 250 млрд рублей, еще 25 млрд рублей пойдет на помощь авиакомпаниям, включая субсидирование кредитования, лизинговых платежей и текущей деятельности.