Антикоррупционная политика

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ООО «НАЦИОНАЛЬНОЕ РЕЙТИНГОВОЕ АГЕНТСТВО»

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Назначение документа
  2. Основные термины и определения
  3. Цели Политики
  4. Область применения и обязанности
  5. Применимое антикоррупционное законодательство
  6. Международные соглашения по вопросам противодействия коррупции в коммерческих организациях и зарубежное законодательство
  7. Ключевые принципы
  8. Подарки и представительские расходы
  9. Участие в благотворительности
  10. Участие в политической деятельности
  11. Взаимодействие с государственными служащими
  12. Взаимодействие с сотрудниками
  13. Взаимодействие с посредниками и иными лицами
  14. Оповещение о коррупционных действиях
  15. Отказ от ответных мер и санкций
  16. Аудит и контроль
  17. Внесение изменений
  18. Ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) настоящей Политики
  19. Приложение №1. СОГЛАШЕНИЕ о соблюдении Антикоррупционной политики ООО «Национальное Рейтинговое Агентство»
  20. Приложение №2. Международные соглашения по вопросам противодействия коррупции в коммерческих организациях и методические материалы международных организаций
  21. Приложение №3. Нормативные правовые акты зарубежных государств по вопросам противодействия коррупции, имеющие экстерриториальное действие

 

1.НАЗНАЧЕНИЕ ДОКУМЕНТА

1.1 Настоящая Антикоррупционная политика ООО «Национальное Рейтинговое Агентство» (далее – «Политика») является базовым документом ООО «Национальное Рейтинговое Агентство» (далее – Агентство), определяющим ключевые принципы и требования, направленные на предотвращение коррупции и соблюдение норм применимого антикоррупционного законодательства РФ Агентством, руководством, сотрудниками и иными лицами, которые могут действовать от имени или по поручению Агентства.

1.2 Политика разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Агентства и другими внутренними нормативными документами Агентства. Политика сформулирована с учётом того обстоятельства, что в России «коррупцией», «коррупционными действиями», «коррупционной деятельностью», как правило, будут считаться дача или получение взяток, посредничество в даче или получении взяток, злоупотребление служебным положением или полномочиями, коммерческий подкуп, платежи для упрощения формальностей, незаконное использование должностным лицом своего положения для получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, услуг, каких-либо прав для себя или для иных лиц либо незаконное предоставление выгоды или прав этому лицу иными лицами.

2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2.1 Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам Агентства и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

2.2 Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Агентства и сотрудников Агентства в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):

2.2.1 по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

2.2.2 по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

2.2.3 по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

2.3 Организация - юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.

2.4 Контрагент (клиент) - любое российское или иностранное юридическое, или физическое лицо, с которым Агентство вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.

2.5 Взятка - получение сотрудником Агентства, сотрудником организации, иностранным должностным лицом, либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконного оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

2.6 Коммерческий подкуп - незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в Агентстве или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).

2.7 Личная заинтересованность сотрудника (представителя организации) – заинтересованность сотрудника Агентства или иного заинтересованного лица, связанная с возможностью получения при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

3. ЦЕЛИ ПОЛИТИКИ

3.1 Политика отражает приверженность Агентства и его руководства высоким этическим стандартам и принципам открытого и честного ведения бизнеса, а также стремление Агентства к усовершенствованию корпоративной культуры, следованию лучшим практикам корпоративного управления и поддержанию деловой репутации Агентства на должном уровне.

3.2 Агентство ставит перед собой цели:

3.2.1 минимизировать риск вовлечения Агентства, руководства и сотрудников Агентства независимо от занимаемой должности (далее совместно - «Сотрудники») в коррупционную деятельность;

3.2.2 сформировать у контрагентов и иных организаций, Сотрудников и иных лиц единообразное понимание политики Агентства о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях;

3.2.3 обобщить и разъяснить основные требования антикоррупционного международного законодательства и Российской Федерации, которые могут применяться к Агентству и Сотрудникам;

3.2.4 установить обязанность Сотрудников, знать и соблюдать принципы и требования настоящей Политики, ключевые нормы применимого антикоррупционного законодательства, а также адекватные мероприятия по предотвращению коррупции.

4. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И ОБЯЗАННОСТИ

4.1 Все Сотрудники должны руководствоваться настоящей Политикой и неукоснительно соблюдать её принципы и требования.

4.2 Генеральный директор Агентства отвечает за организацию всех мероприятий, направленных на реализацию принципов и требований настоящей Политики, включая назначение лиц, ответственных за разработку антикоррупционных мероприятий, их внедрение и контроль.

4.3 Принципы и требования настоящей Политики распространяются на всех Сотрудников, а также на иных лиц, в тех случаях, когда соответствующие обязанности закреплены в договорах с ними, в их внутренних нормативных документах, либо прямо вытекают из законодательства.

5. ПРИМЕНИМОЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

5.1 Российское антикоррупционное законодательство.

5.1.1 Сотрудники должны соблюдать нормы российского антикоррупционного законодательства, установленные в том числе: Уголовным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными актами, основными требованиями которых являются запрет дачи взяток, запрет получения взяток, запрет коммерческого подкупа и запрет посредничества во взяточничестве.

5.1.2 Под «коррупционными действиями», для целей настоящей Политики принимаются, дача или получение взяток, посредничество в даче или получение взяток, злоупотребление служебным положением или полномочиями, коммерческий подкуп, платежи для упрощения формальностей, незаконное использование Сотрудником и иным лицом, своего положения для получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, услуг, каких-либо прав для себя или для иных лиц либо незаконное предоставление выгоды или прав этому лицу иными лицами.

5.1.3 С учётом изложенного, всем Сотрудникам строго запрещается прямо или косвенно, лично или через посредничество третьих лиц участвовать в коррупционных действиях, предлагать, давать, обещать, просить и получать взятки или совершать платежи для упрощения административных, бюрократических и прочих формальностей в любой форме, в том числе, в форме денежных средств, ценностей, услуг или иной выгоды, каким-либо лицам и от каких-либо лиц или организаций, включая контрагентов, органы власти и самоуправления, государственных служащих, частных компаний и их представителей.

6.МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ЗАРУБЕЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

6.1 Сотрудники должны принимать во внимание, что к ним могут применяться нормы и санкции, установленные не только российским, но и зарубежным антикоррупционным законодательством, в частности:

6.1.1 в отношении Агентства может применяться антикоррупционное международное законодательство и законодательные нормы ряда зарубежных стран;

6.1.2 в отношении зарубежной организации за совершение на территории Российской Федерации коррупционного правонарушения могут применяться меры ответственности, предусмотренные антикоррупционным законодательством страны, в которой организация зарегистрирована или с которой она связана иным образом.

6.2 Сотрудники должны помнить о нормах международного антикоррупционного законодательства, в части оснований привлечения их к ответственности за коррупционные правонарушения.

6.3 В случае возникновения вопросов по антикоррупционному международному законодательству и ряда зарубежных стран, связанных с применением и соблюдением норм по противодействию коррупции указанных в международном законодательстве и ряде зарубежных стран, Сотрудники должны обращаться в Службу внутреннего контроля.

6.4 Особое значение при этом имеет законодательство, направленное на противодействие подкупа иностранных должностных лиц. Общие подходы к борьбе с данным преступлением закреплены в Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. Сведения о названной Конвенции приведены в Приложении № 2 к настоящей Политике.

6.5 При возникновении сложных ситуаций, связанных с подкупом иностранных должностных лиц, Сотрудники, осуществляющие свою деятельность за пределами территории Российской Федерации, могут обращаться за консультацией и поддержкой в дипломатические и торговые представительства Российской Федерации за рубежом.

6.6 Обращение может осуществляться в том числе в целях сообщения о ставших известными Сотрудникам сведениях о фактах подкупа иностранных должностных лиц российскими организациями или для получения поддержки, в случае если Сотрудник столкнулся со случаем вымогательства взятки или получения (дачи) взятки со стороны иностранных должностных лиц.

6.7 На территории Российской Федерации исключительной компетенцией по расследованию фактов подкупа иностранных должностных лиц (дача взятки и получение взятки) обладает Следственный комитет Российской Федерации. В этой связи о фактах подкупа иностранных должностных лиц физическими и юридическими лицами следует сообщить в Службу внутреннего контроля и/или в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации.

6.8 Рядом зарубежных государств были приняты законодательные акты по вопросам борьбы с коррупцией и взяточничеством, имеющие экстерриториальное действие. Сотрудникам в случае установления с иностранными юридическими и физическими лицами отношений, организациям, зарегистрированным и (или) осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, попадающим под действие таких нормативно-правовых актов, следует учитывать установленные ими требования и ограничения. В Приложении № 3 к настоящей Политике приведён краткий обзор закона США "О коррупционных практиках за рубежом" (Foreign Corrupt Practices Act, 1977 - FCPA) и закона Великобритании "О борьбе со взяточничеством" (UK Bribery Act, 2010).

7. КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ

7.1 Противодействие коррупции в Агентстве основывается на следующих основных принципах:

7.1.1 признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

7.1.2 законность;

7.1.3 публичность и открытость деятельности Агентства, его Сотрудников;

7.1.4 неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

7.1.5 комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, предусмотренных законодательством РФ;

7.1.6 приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7.1.7 сотрудничество Агентства с органами власти, институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

7.2 Руководство Агентства.

7.2.1 Генеральный директор Агентства и руководители структурных подразделений должны формировать этический стандарт непримиримого отношения к любым формам и проявлениям коррупции на всех уровнях, подавая пример своим поведением и осуществляя ознакомление с антикоррупционной политикой всех сотрудников Агентства и контрагентов.

7.2.2 В Агентстве закрепляется принцип неприятия коррупции в любых формах и проявлениях (принцип «нулевой терпимости») при осуществлении повседневной деятельности, в том числе во взаимодействии с контрагентами, организациями, представителями органов власти, самоуправления, политических партий, своими Сотрудниками и иными лицами.

7.3 Проверка контрагентов.

7.3.1 В Агентстве прилагаются разумные усилия, чтобы минимизировать риск деловых отношений с контрагентами, организациями и иными лицами, которые могут быть вовлечены в коррупционную деятельность. В этих целях проводится проверка наличия у них собственных антикоррупционных мероприятий или политик, их готовности соблюдать требования настоящей Политики и включать в договоры антикоррупционные условия (оговорки), а также оказывать взаимное содействие для этичного ведения бизнеса и предотвращения коррупции.

7.4 Информирование и обучение.

7.4.1 ​Агентство размещает настоящую Политику в свободном доступе на информационном стенде в офисе и на сайте в сети Интернет, открыто заявляя о неприятии коррупции, приветствует и поощряет соблюдение принципов и требований настоящей Политики всеми контрагентами, организациями, своими Сотрудниками и иными лицами.

7.4.2 ​Агентство содействует повышению уровня антикоррупционной культуры путём информирования и систематического обучения Сотрудников в целях поддержания их осведомленности в вопросах антикоррупционной политики Агентства и овладения ими способами и приёмами применения антикоррупционной политики на практике.

8. ПОДАРКИ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ

8.1 Подарки, которые Сотрудники от имени Агентства могут предоставлять другим лицам, контрагентам и организациям, либо которые Сотрудники, в связи с их работой в Агентстве, могут получать от других лиц, контрагентов и организаций, а также представительские расходы, в том числе, расходы на деловое гостеприимство и продвижение Агентства, которые Сотрудники от имени Агентства могут нести, должны одновременно соответствовать пяти указным ниже критериям:

8.1.1 быть прямо связаны с законными целями деятельности Агентства, например, с презентацией или завершением бизнес-проектов, успешным исполнением контрактов, либо с общенациональными праздниками (Рождество, Новый год, Международный женский день, День защитников отечества, памятные даты, юбилеи контактного лица со стороны клиента Агентства);

8.1.2 сотрудникам Агентства запрещается принимать подарки стоимость которых превышает 2 000 рублей;

8.1.3 быть разумно обоснованными, соразмерными и не являться предметами роскоши. Не допускается дарение подарков, стоимость которых превышает 3 000 рублей, в отношениях между коммерческими организациями;

8.1.4 расходы должны быть согласованы с Генеральным директором Агентства;

8.1.5 не представлять собой скрытое вознаграждение за услугу, действие, бездействие, попустительство, покровительство, предоставление прав, принятие определенного решения о сделке, соглашении, разрешении и т.п. или попытку оказать влияние на получателя с иной незаконной или неэтичной целью;

8.1.6 не создавать репутационного риска для Агентства, Сотрудников и иных лиц в случае раскрытия информации о подарках или представительских расходах;

8.1.7 рейтинговые аналитики не вправе принимать подарки в виде услуг, денежных средств или иного имущества от объекта рейтинга и любых лиц, с которыми рейтинговое агентство имеет деловые отношения;

8.1.8 не противоречить принципам и требованиям настоящей Политики, Кодекса корпоративной и профессиональной этики и поведения сотрудников ООО «Национальное Рейтинговое Агентство», другим внутренним нормативным документам Агентства и нормам применимого законодательства.

8.2 Подарки в виде сувенирной продукции (продукции невысокой стоимости) с символикой Агентства, предоставляемые на выставках, открытых презентациях, форумах и иных представительских и маркетинговых мероприятиях, в которых официально участвует Агентство, допускаются и рассматриваются в качестве имиджевых материалов.

8.3 Не допускаются подарки от имени Агентства, его Сотрудников и представителей, третьим лицам в виде денежных средств, как наличных, так и безналичных, независимо от валюты.

9. УЧАСТИЕ В БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

9.1 Агентство может принять решение об участии в благотворительных мероприятиях, направленных на создание имиджа Агентства как социально-ответственного бизнеса. При этом бюджет утверждается Генеральным директором Агентства.

10. УЧАСТИЕ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

10.1 Агентство не финансирует политические партии, организации и движения в целях получения коммерческих преимуществ в конкретных проектах Агентства.

11. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ

11.1 Агентство воздерживается от оплаты любых расходов за государственных служащих и их близких родственников (или в их интересах) в целях получения коммерческих преимуществ в конкретных проектах Агентства, в том числе расходов на транспорт, проживание, питание, развлечения, PR-кампании и т.п., или получение ими за счёт Агентства иной выгоды.

12. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОТРУДНИКАМИ

12.1 Сотрудники должны соблюдать настоящую Политику. 

12.2 В случае неясности в формулировках антикоррупционного законодательства, Сотрудники могут обращаться за консультацией в Службу внутреннего контроля.

12.3 Для формирования надлежащего уровня антикоррупционной культуры с новыми Сотрудниками проводится вводный тренинг по положениям настоящей Политики и связанных с ней документов, а для действующих Сотрудников проводятся периодические информационные мероприятия в очной и/или дистанционной форме.

12.4 Соблюдение Сотрудниками принципов и требований настоящей Политики учитывается при формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности.

13. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПОСРЕДНИКАМИ И ИНЫМИ ЛИЦАМИ

13.1 Сотрудникам запрещается привлекать или использовать посредников, партнёров, агентов, совместные предприятия или иных лиц для совершения каких-либо действий, которые противоречат принципам и требованиям настоящей Политики или нормам применимого антикоррупционного законодательства.

13.2 В целях исполнения принципов и требований, предусмотренных в Политике, Агентство осуществляет включение антикоррупционных условий (оговорок) в договоры с посредниками, партнёрами, агентами и иными лицами. Антикоррупционные условия (оговорки) содержат сведения о Политике и системе антикоррупционных мероприятий, действующих в Агентстве, при необходимости предусматривать Политику в качестве приложения к договорам, определять ответственность посредников, партнёров, агентов, совместные предприятия или иных лиц за несоблюдение принципов и требований Политики.

14. ОПОВЕЩЕНИЕ О КОРРУПЦИОННЫХ ДЕЙСТВИЯХ

14.1 При появлении у любого Сотрудника или иных лиц сомнений в правомерности или этичности своих действий, а также действий, бездействия или предложений других Сотрудников или иных лиц, которые взаимодействуют с Агентством, они могут сообщить об этом в Службу внутреннего контроля и своему непосредственному руководителю, которые, при необходимости, предоставят рекомендации и разъяснения относительно сложившейся ситуации.

15. ОТКАЗ ОТ ОТВЕТНЫХ МЕР И САНКЦИЙ

15.1 Агентство заявляет о том, что ни один Сотрудник не будет подвергнут санкциям (в том числе уволен, понижен в должности, лишен премии), если он сообщил о предполагаемом факте коррупции, либо если он отказался дать или получить взятку, совершить коммерческий подкуп или оказать посредничество во взяточничестве, даже если в результате такого отказа у Агентства возникли, в том числе, упущенная выгода или не были получены коммерческие и конкурентные преимущества.

16. АУДИТ И КОНТРОЛЬ

16.1 В Агентстве на регулярной основе проводится внутренний и внешний аудит финансово-хозяйственной деятельности, контроль полноты и правильности отражения данных в бухгалтерском учёте и соблюдения требований применимого законодательства и внутренних нормативных документов Агентства, в том числе принципов и требований, установленных настоящей Политикой.

16.2 В рамках мероприятий внутреннего контроля в Агентстве Служба внутреннего контроля осуществляются проверки ключевых направлений деятельности Агентства, включая выборочные проверки законности осуществляемых платежей, их экономической обоснованности, целесообразности расходов, в том числе, на предмет подтверждения первичными учётными документами и соответствия требованиям настоящей Политики.

17. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ

17.1 При выявлении недостаточно эффективных положений настоящей Политики или связанных с ней антикоррупционных мероприятий Агентства, либо при изменении требований применимого законодательства Российской Федерации, Генеральный директор организует выработку и реализацию плана действий по пересмотру и изменению настоящей Политики и/или антикоррупционных мероприятий.

18. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ (НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ) НАСТОЯЩЕЙ ПОЛИТИКИ

18.1 Сотрудники, несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации, за соблюдение принципов и требований настоящей Политики, а также за действия (бездействие) подчинённых им лиц, нарушающие эти принципы и требования.

18.2 Лица, виновные в нарушении требований настоящей Политики, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности по инициативе Агентства, правоохранительных органов или иных лиц в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, Уставом Агентства, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

 

19. СОГЛАШЕНИЕ о соблюдении «Антикоррупционной политики ООО «Национальное Рейтинговое Агентство»

 

Я, ___________________________________________________________________,

 

подтверждаю, что внимательно прочитал (прочитала) настоящую Политику и добровольно беру на себя обязательство соблюдать её.

_____________________                                           __________________(________________)

    (должность и подразделение)                                                          (подпись)                                     (расшифровка)

 

20. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

20.1 Конвенция против коррупции Организации Объединенных Наций (United Nations Convention against corruption)

Конвенция против коррупции Организации Объединенных Наций была принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи ООН от 31 октября 2003 года. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции (далее в данном разделе - Конвенция) в 2006 году (8 марта 2006 года был принят Федеральный закон N 40-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции).

Конвенция ООН является одним из самых разносторонних и всеобъемлющих международных соглашений, посвященных вопросам противодействия коррупции, в том числе посредством налаживания соответствующих механизмов международного сотрудничества. Ряд положений Конвенции касаются противодействия коррупции в коммерческих организациях, а также подкупа иностранных должностных лиц. Среди этих положений следует выделить следующие сферы регулирования:

- признание определенных действий в качестве уголовно наказуемых преступлений;

- принятие мер по противодействию коррупционным преступлениям в частном секторе;

- установление ответственности юридических лиц за совершение коррупционных преступлений.

Признание определенных действий в качестве уголовно наказуемых преступлений Статьи 15 и 16 Конвенции требуют признания подкупа национальных публичных должностных лиц и иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций в качестве уголовно наказуемых преступлений. Статья 21 Конвенции предусматривает криминализацию подкупа в частном секторе, то есть признание в качестве уголовно наказуемых следующие деяния, совершаемые умышленно в ходе экономической, финансовой или коммерческой деятельности:

- обещание, предложение или предоставление, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества любому лицу, которое руководит работой организации частного сектора или работает в любом качестве в такой организации, для самого такого лица или другого лица, с тем чтобы это лицо совершило, в нарушение своих обязанностей, какое-либо действие или бездействие;

- вымогательство или принятие, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества любым лицом, которое руководит работой организации частного сектора или работает в любом качестве в такой организации, для самого такого лица или другого лица, с тем чтобы это лицо совершило, в нарушение своих обязанностей, какое-либо действие или бездействие.

Следует иметь в виду, что понятие подкупа в частном секторе, предусмотренное Конвенцией, значительно отличается от понятия, используемого в российском законодательстве, в частности, в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ). Например, понятие коммерческого подкупа, установленное статьей 204 УК РФ, относится только к лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, а понятие, используемое в Конвенции, - ко всем сотрудникам организации.

Статья 22 Конвенции требует от государств-участников признания в качестве уголовно наказуемого преступления хищение имущества в частном секторе.

Противодействию коррупции в частном секторе экономики государства-участника посвящена статья 12 Конвенции. Общей обязанностью государства-участника является принятие мер по предупреждению коррупции в частном секторе, усилению стандартов бухгалтерского учета и аудита в частном секторе, установлению эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие гражданско-правовых, административных или уголовных санкций за несоблюдение таких мер. Конвенция предусматривает перечень мер, которые могут быть предприняты государством-участником для достижения указанных целей. Данный перечень не является исчерпывающим (закрытым) и включает следующие меры:

- содействие сотрудничеству между правоохранительными органами и частными организациями;

- содействие разработке стандартов и процедур, предназначенных для обеспечения добросовестности в работе частных организаций (в том числе соответствующих кодексов поведения);

- содействие прозрачности в деятельности частных организаций, в том числе принятие мер по идентификации юридических и физических лиц, причастных к созданию корпоративных организаций и управлению ими;

- предупреждение злоупотреблений процедурами, регулирующими деятельность частных организаций, в том числе процедурами, касающимися субсидий и лицензий, предоставляемых государственными органами для осуществления коммерческой деятельности;

- предупреждение возникновения конфликта интересов посредством установления ограничений на трудоустройство для бывших публичных должностных лиц;

- обеспечение наличия в частных организациях достаточных механизмов внутреннего аудиторского контроля, обеспечение проведения аудита и процедур сертификации в отношении счетов и финансовой отчетности частных организаций.

Отдельно в Конвенции оговаривается необходимость принятия государством-участником мер, касающихся регулирования ведения бухгалтерского учёта, предоставления финансовой отчётности, стандартов бухгалтерского учёта и аудита. Такие меры должны быть направлены на запрещение действий, осуществляемых в целях совершения коррупционных преступлений (создания неофициальной отчетности, проведения неучтенных или неправильно идентифицированных операций, учета несуществующих расходов и т.д.).

Помимо этого, устанавливается обязанность государства-участника отказывать в освобождении от налогообложения расходов, представляющих собой взятки национальным или иностранным публичным должностным лицам, а также иных расходов, связанных с совершением коррупционных правонарушений.

Статья 26 Конвенции предусматривает обязанность государств-участников по принятию мер, направленных на установление ответственности юридических лиц за участие в коррупционных преступлениях. Такая ответственность может быть уголовной, гражданско-правовой или административной. Она не должна наносить ущерба уголовной ответственности физических лиц, совершивших преступление. Уголовные и не уголовные санкции, применяемые в отношении юридических лиц, должны быть эффективными, соразмерными и производить сдерживающий эффект.

20.2 Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию Совета Европы (Criminal law convention on corruption)

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию Совета Европы была принята 27 января 1999 года и ратифицирована Российской Федерацией в 2006 году (Федеральным законом от 25 июня 2006 года N 125-ФЗ "О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию"). Отдельные положения Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (далее в данном разделе - Конвенция) касаются противодействия коррупции в частном секторе экономики государств-участников. Среди этих положений следует выделить следующие сферы регулирования:

- признание определенных действий в качестве преступлений;

- установление ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений.

Статьи 7 и 8 Конвенции требуют от государств-участников признания в качестве уголовных правонарушений активного и пассивного подкупа в частном секторе. Статья 14 Конвенции предусматривает обязанность государств-участников признать в качестве правонарушений, подлежащих уголовному или иному наказанию, определенные действия в сфере бухгалтерского учета, направленные на совершение, сокрытие или представление в ложном свете коррупционных правонарушений.

Общей обязанностью государств-участников является принятие мер, необходимых для обеспечения того, чтобы юридические лица могли быть привлечены к ответственности в связи с совершением таких уголовных правонарушений, как активный подкуп, злоупотребление влиянием в корыстных целях и отмывание доходов, совершенных в их интересах каким-либо физическим лицом, действующим в своем личном качестве или в составе органа юридического лица и занимавшим руководящую должность в юридическом лице, в процессе:

- выполнения представительских функций от имени юридического лица;

- осуществления права на принятие решений от имени юридического лица;

- осуществления контрольных функций в рамках юридического лица;

- в связи с участием такого физического лица в перечисленных выше правонарушениях в качестве соучастника или подстрекателя.

Помимо этого, государства-участники должны принять меры для обеспечения ответственности юридических лиц за попустительство совершению коррупционных правонарушений.

Уголовные и не уголовные санкции, применяемые в отношении юридических лиц, должны быть эффективными, соразмерными и производить сдерживающий эффект. Ответственность юридических лиц не должна исключать возможности уголовного преследования физических лиц, совершивших, подстрекавших к совершению или участвовавших в совершении уголовных правонарушений, перечисленных выше.

20.3 Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок Организации экономического сотрудничества и развития (OECD Convention on combating bribery of foreign public officials in international business transactions)

Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (далее в данном разделе - Конвенция) была разработана Организацией экономического сотрудничества и развития и подписана рядом стран в 1997 году. Россия ратифицировала Конвенцию в 2012 году (1 февраля 2012 года был принят Федеральный закон N 3-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок").

Конвенция направлена на противодействие подкупу иностранных должностных лиц путем стимулирования стран-участниц к внедрению определенных мер ответственности за совершение такого правонарушения физическими или юридическими лицами.

Под подкупом иностранного должностного лица в Конвенции понимается:

- умышленное предложение, обещание или предоставление любым лицом прямо или через посредников любых ненадлежащих материальных или иных преимуществ иностранному должностному лицу, в пользу такого должностного лица или третьего лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей для приобретения или сохранения деловых отношений или иного недолжного преимущества в связи с осуществлением международной коммерческой деятельности;

- соучастие, включая подстрекательство, содействие и пособничество, или санкционирование действий по подкупу иностранного должностного лица.

Термин "иностранное должностное лицо" в Конвенции означает любое лицо, занимающее назначаемую или выборную законодательную, административную или судебную должность в зарубежном государстве; любое лицо, осуществляющее публичные функции для зарубежного государства, включая государственное ведомство или предприятие; любое должностное лицо или представитель публичной международной организации. Понятие "зарубежное государство" при этом включает все уровни и подразделения системы управления от центрального до местного. Действие или бездействие при выполнении должностных обязанностей включает любое использование должностной позиции, вне зависимости от того, совершается ли оно в рамках полномочий должностного лица или нет.

За совершение подкупа иностранного должностного лица Конвенция предусматривает внедрение различных мер ответственности как для физических, так и для юридических лиц. В отношении юридических лиц Конвенция поддерживает введение уголовной ответственности или иных соразмерных санкций не уголовного характера, например, финансовые санкции, в случае, если правовая система страны-участницы не предусматривает введения уголовной ответственности для юридических лиц. Для физических лиц, помимо иных санкций, предусматривается наказание в виде лишения свободы. Конвенция также предусматривает изъятие (конфискацию) суммы взятки или доходов от подкупа иностранного должностного лица или наложение эквивалентных финансовых санкций.

Юрисдикция государства, применяющего указанные санкции в отношении нарушителей, носит двойственный характер. С одной стороны, под юрисдикцию страны-участницы могут подпадать действия по подкупу иностранных должностных лиц, полностью или частично совершаемые на ее территории. С другой стороны, под юрисдикцию страны-участницы могут подпадать нарушения, совершаемые за пределами ее территории, если нарушителем является ее гражданин. Конвенция стимулирует государства к установлению юрисдикции обоих видов.

Помимо этого, Конвенция устанавливает для стран-участниц определенные обязательства в сфере бухгалтерского учета. Страны-участницы должны предпринимать меры, направленные на запрещение ведения счетов, не отражаемых в бухгалтерской отчетности, ведения "двойной бухгалтерии" или неадекватно определяемых сделок, записи несуществующих расходов, записи обязательств с неправильной идентификацией их объекта, так же как использование фальшивых документов в целях подкупа иностранных должностных лиц или сокрытия такого подкупа. Указанные нарушения или фальсификация документов должны подлежать гражданско-правовым, административным или уголовным наказаниям.

Конвенция регулирует ряд иных вопросов, связанных с противодействием подкупу иностранных должностных лиц. В частности, Конвенция предусматривает обязательства стран по оказанию друг другу взаимной правовой помощи в целях проведения уголовных расследований и судебного преследования, производства не уголовного характера в отношении преступлений, подпадающих под действие Конвенции. Также Конвенция предусматривает отнесение подкупа иностранных должностных лиц к преступлениям, по которым может быть осуществлена экстрадиция.

Отдельным направлением работы по противодействию подкупа иностранных должностных лиц является принятие и применение национальных нормативных правовых актов, устанавливающих меры ответственности за совершение данного преступления в отношении своих граждан или зарегистрированных на их территории юридических лиц. Ключевой особенностью таких нормативных правовых актов является их экстерриториальное действие: юрисдикция государства может распространяться на преступления, которые были совершены за пределами его территории. Наиболее известными в данной области являются соответствующие законы США и Великобритании.

Руководство по лучшим практикам в сфере механизмов внутреннего контроля, этики и соблюдения требований (Good practice guidance on internal controls, ethics, and compliance).

В развитие Конвенции Советом ОЭСР был принят ряд рекомендаций, в частности Рекомендация Совета ОЭСР по продолжению борьбы с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (Recommendation of the Council for further combating bribery of foreign public officials in international business transactions). Одной из составных частей этой рекомендации является Руководство по лучшим практикам в сфере механизмов внутреннего контроля, этики и соблюдения требований (далее - Руководство). Руководство предназначено для применения в первую очередь частными компаниями. При этом согласно требованиям указанной Рекомендации, государствам-участникам следует поощрять компании к разработке и принятию программ и мероприятий по внедрению адекватных механизмов внутреннего контроля, этики и соблюдения требований в соответствии с представленным Руководством.

Руководство предназначено для содействия частным компаниям в разработке и обеспечении эффективности программ и мер по внедрению механизмов внутреннего контроля, этики и соблюдения требований в целях предотвращения и выявления случаев подкупа иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. Общим требованием Руководства является разработка таких программ и мер, которые учитывают коррупционные риски, существующие в деятельности организации. Помимо этого, Руководство предусматривает 12 лучших практик, которые компаниям следует принять во внимание:

- сильная и явная поддержка со стороны руководящего звена компании;

- ясно сформулированная и явная корпоративная политика, запрещающая подкуп иностранных должностных лиц;

- обязанность сотрудников на всех управленческих уровнях соблюдать данный запрет и связанные с ним программы и меры по внедрению механизмов внутреннего контроля, этики и соблюдения требований;

- надзор за соблюдением таких программ и мер является обязанностью руководящих должностных лиц, обладающих соответствующим уровнем независимости от руководства компании, ресурсами и полномочиями;

- программы и меры по этике и соблюдению требований применяются ко всем руководителям, должностным лицам и сотрудникам компании, подконтрольным ей организациям в таких сферах, как подарки, благотворительность, развлечения, расходы и т.п.;

- программы и меры по этике и соблюдению требований применяются и включаются в контрактные соглашения с третьими сторонами;

- наличие системы финансовых и отчетных процедур, направленных на обеспечение надлежащего ведения бухгалтерских книг, записей и счетов;

- обеспечение коммуникации и обучения для работников на всех уровнях компании по вопросам этики и соблюдения требований;

- наличие мер, направленных на поощрение и поддержку соблюдения программ и мер по этике и соблюдению требований компании, на всех уровнях;

- наличие дисциплинарных процедур в отношении нарушения законов о подкупе иностранных должностных лиц, программ и мер по этике и соблюдению требований компании;

- наличие механизмов консультирования, конфиденциального приема сообщений о нарушении законов или профессиональных стандартов, защиты лиц, сделавших такое сообщение, и принятие адекватных мер в ответ на такие сообщения;

- периодический пересмотр программ и мер по этике и соблюдению требований.

Согласно Руководству, содействие частным компаниям в разработке программ и мер по внедрению механизмов внутреннего контроля, этики и соблюдения требований могут оказывать деловые организации и профессиональные ассоциации. Такая поддержка может осуществляться, например, в форме распространения информации по вопросам противодействия подкупу иностранных должностных лиц, организации обучения и консультирования.

20.4 Методические материалы международных организаций

В целях эффективной реализации положений международных соглашений, которые направлены на противодействие коррупции в частном секторе, ряд международных организаций, включая Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), Организацию экономического сотрудничества и развития, Всемирный банк, Международную торговую палату, уделяют значительное внимание разработке соответствующих методических материалов. Эти методические материалы могут быть весьма полезны при разработке антикоррупционной политики в российских организациях.

В частности, рекомендуется обратить внимание на следующие материалы:

- Глобальный договор ООН и УНП ООН. Борьба с коррупцией: электронная обучающая программа - http://www.thefightagainstcorruption.org/certificate/.

- Международная торговая палата (2013). Обучение в сфере этики и комплаенс: руководство, написанное практиками для практиков (на англ. языке) - http://www.iccbooks.com/Product/ProductInfo.aspx?id=698.

- ОЭСР, УНП ООН, Всемирный банк (2013). Пособие по противодействию коррупции и внедрению процедур комплаенс для бизнеса (на англ. языке) - http://www.oecd.org/corruption/Anti-CorruptionEthicsComplianceHandbook.pdf.

- УНП ООН (2013). Программа антикоррупционных этических норм и обеспечения соблюдения антикоррупционных требований для деловых предприятий: практическое руководство  https://www.unodc.org/documents/corruption/Publications/2013/13-86791_Ebook.pdf.

 

21. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ ПО ВОПРОСАМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ, ИМЕЮЩИЕ ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Нормативные правовые акты ряда зарубежных государств, посвященные противодействию коррупции, имеют экстерриториальное действие. Это означает, что санкции за совершение коррупционных правонарушений могут быть применены государством за преступление, совершенное вне его пределов, при условии, что лицо, совершившее преступление, имеет с государством определенную, юридически закрепленную связь. Наиболее очевидно экстерриториальность проявляется в отношении подкупа иностранных должностных лиц.

Нормативные правовые акты зарубежных государств, имеющие экстерриториальное действие, следует учитывать, прежде всего компаниям, действующим в России, которые имеют определенную юридическую связь с этими зарубежными государствами (например, учреждены и (или) зарегистрированы в этих государствах), а также российским и зарубежным компаниям, хотя бы частично осуществляющим свою деятельность в этих зарубежных государствах (например, размещающим ценные бумаги на биржах этих государств).

Несоблюдение организациями, работающими на российских рынках, и их сотрудниками положений нормативных правовых актов зарубежных государств, имеющих экстерриториальное действие, в ряде случаев связано с существенным риском применения к организациям и их сотрудникам весьма чувствительных санкций, в том числе значительных штрафов.

На сегодняшний день наиболее известными нормативными правовыми актами зарубежных государств по вопросам противодействия коррупции, имеющими экстерриториальное действие, являются Закон США "О коррупционных практиках за рубежом" и Закон Великобритании "О борьбе со взяточничеством".

21.1 Закон США "О коррупционных практиках за рубежом"

Данный закон распространяется на три категории субъектов:

- эмитентов, имеющих ценные бумаги или представляющие отчетность в соответствии с Законом США о ценных бумагах и биржах от 1934 г., в том числе любых должностных лиц, директоров, работников или представителей такого эмитента или акционера, действующего от имени эмитента;

- отечественные предприятия США, за исключением указанных выше эмитентов, и на должностных лиц, директоров, работников или представителей такого отечественного предприятия или акционера, действующего от имени отечественного предприятия;

- иных лиц[1], за исключением указанных выше эмитентов и отечественных предприятий, в том числе должностных лиц, директоров, работников или представителей такого лица или акционера, выступающего от имени такого лица, при нахождении на территории США.

В целом закон признает противоправным использование почты или других средств, или инструментов трансграничной торговли в коррупционных целях в поддержку предложения, выплаты, обещания произвести выплату или разрешения на передачу денег, предложений, подарка, обещания предоставить или разрешения на предоставление чего-либо, имеющего ценность:

- иностранному должностному лицу;

- иностранной политической партии или ее должностному лицу или кандидату на иностранный государственный пост;

- лицу, которое осведомлено о том, что все или часть этих денег или имеющие ценность вещи будут предложены, переданы или обещаны, прямо или опосредованно, иностранному должностному лицу, иностранной политической партии или ее должностному лицу или кандидату на иностранный государственный пост;

в целях:

- оказать влияние на действие или решение иностранного должностного лица, иностранной политической партии, должностного лица иностранной политической партии или кандидата на иностранный государственный пост в его (ее) официальном статусе, склонить к совершению действия или бездействия в нарушение его (ее) официальных обязанностей или обеспечить ненадлежащее преимущество, или

- склонить иностранное должностное лицо, иностранную политическую партию, должностное лицо иностранной политической партии или кандидата на иностранный государственный пост к использованию влияния на иностранное правительство или его органы для оказания воздействия или влияния на действие или решение иностранного правительства или его органов;

- для оказания содействия в приобретении или сохранении деловых отношений в интересах какого-либо лица или с каким-либо лицом или предоставления какому-либо лицу возможности вести деловые отношения.

Под иностранным должностным лицом при этом понимается должностное лицо или работник иностранного правительства или его департамента, агентства или органа власти, или общественной международной организации или лицо, действующее в официальном качестве в интересах или от имени такого правительства, департамента, агентства или органа власти, или в интересах или от имени такой общественной международной организации.

В связи с запретом, предусмотренным для эмитентов и отечественных предприятий, закон также устанавливает требование признания противоправными коррупционных действий, совершенных за пределами территории США в указанных выше целях, вне зависимости от использования почты или иных средств, или инструментов трансграничной торговли.

В качестве наказания за совершение указанных коррупционных правонарушений закон устанавливает следующие меры ответственности:

- Эмитенты подлежат штрафу в размере до 2 млн. долл. и гражданско-правовому взысканию в размере до 10 тыс. долл. Должностное лицо, директор, работник или представитель эмитента, или акционер, действующий от лица эмитента, совершившее нарушение преднамеренно, подлежит штрафу в размере до 100 тыс. долл. или тюремному заключению сроком до 5 лет (или тому и другому наказанию одновременно). Должностное лицо, директор, работник или представитель эмитента, или акционер, действующий от имени эмитента, подлежит гражданско-правовому взысканию в размере до 10 тыс. долл;

- Отечественные предприятия, не являющиеся физическими лицами, подлежат штрафу в размере до 2 млн. долл. и гражданско-правовому взысканию в размере до 10 тыс. долл. Физическое лицо, являющееся должностным лицом, директором, работником или представителем отечественного предприятия или акционером, действующим от имени отечественного предприятия, совершившее нарушение преднамеренно, подлежит штрафу в размере до 100 тыс. долл. или тюремному заключению сроком до 5 лет (или тому и другому наказанию одновременно).

Физическое лицо, являющееся должностным лицом, директором, работником или представителем отечественного предприятия или акционером, действующим от имени отечественного предприятия, подлежит гражданско-правовому взысканию в размере до 10 тыс. долл;

- Юридическое лицо подлежит штрафу в размере до 2 млн. долл. Юридическое лицо также подлежит гражданско-правовому взысканию в размере до 10 тыс. долл. Физическое лицо, преднамеренно совершившее нарушение, подлежит штрафу в размере до 100 тыс. долл. или тюремному заключению сроком до 5 лет (или тому и другому наказанию одновременно). Физическое лицо, совершившее нарушение, подлежит гражданско-правовому взысканию в размере до 10 тыс. долл.

Помимо этого, указанный закон устанавливает ряд норм, касающихся бухгалтерского учета эмитентов ценных бумаг и направленных на обеспечение его прозрачности и осуществление должного контроля. В частности, каждый эмитент, имеющий класс ценных бумаг, зарегистрированных в соответствии с параграфом 78l, и каждый эмитент, обязанный предоставлять отчетность в соответствии с параграфом 78o(d) раздела 15 Кодекса США, должны:

- создавать и хранить бухгалтерские книги, записи и счета, которые в разумной степени детализации точно и честно отражают сделки и размещение активов эмитента;

- разрабатывать и поддерживать систему внутреннего бухгалтерского контроля, достаточную для обеспечения обоснованной убежденности в том, что:

- сделки осуществляются с общего или специального разрешения руководства;

- сделки документируются так, чтобы было возможно подготовить финансовую отчетность в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета или иными критериями, применимыми к такой отчетности, и обеспечивать учёт активов;

- доступ к активам разрешен только в соответствии, с общего или специального разрешения руководства;

- документируемый учет активов сравнивается с имеющимися активами через разумные интервалы времени, и соответствующие действия предпринимаются в случае выявления расхождений.

Закон устанавливает, что ни одно лицо не должно сознательно обходить или сознательно не реализовывать систему внутреннего бухгалтерского контроля или сознательно фальсифицировать бухгалтерские книги, записи или счета, описанные выше. За исключением этого случая уголовная ответственность за нарушение изложенных выше требований не предусмотрена.

21.2 Закон Великобритании "О борьбе со взяточничеством"

Закон Великобритании "О борьбе со взяточничеством" (далее - Закон) регулирует вопросы противодействия коррупции в целом; вопросам противодействия подкупу иностранных должностных лиц посвящена статья 6 данного Закона.

Согласно закону лицо, дающее взятку иностранному должностному лицу, виновно в преступлении, если в намерения этого лица входило намерение повлиять на иностранное должностное лицо в его качестве иностранного должностного лица. При этом данное лицо также должно намереваться приобрести или сохранить деловые отношения или преимущество в ведении деловых отношений. Лицо дает взятку иностранному должностному лицу тогда и только тогда, когда:

- оно прямо или через участие третьей стороны предлагает, обещает или дает какое-либо финансовое или иное преимущество иностранному должностному лицу или иному лицу по запросу иностранного должностного лица или с одобрения, или согласия иностранного должностного лица;

- иностранному должностному лицу не позволено и не требуется согласно применяемому к нему статутному праву находиться под влиянием в его качестве иностранного должностного лица в связи с получением предложения, обещания или подарка.

Под иностранным должностным лицом при этом понимается лицо, которое:

- замещает законодательную, административную или судебную должность любого рода, замещаемую как по назначению, так и в результате выборов, страны или территории за пределами Соединенного Королевства (или части такой страны или территории);

- реализует публичную функцию в интересах или от имени страны или территории за пределами Соединенного Королевства (или части такой страны или территории) или для публичного агентства или публичного предприятия этой страны или территории (или ее части);

- является должностным лицом или представителем общественной международной организации.

Под влиянием на иностранное должностное лицо в его качестве иностранного должностного лица понимается влияние на иностранное должностное лицо в отношении исполнения его функций такого должностного лица, что включает бездействие в реализации этих функций и использование должностного положения лица, в том числе вне пределов его полномочий.

Преступление считается совершенным в Англии, Уэльсе, Шотландии или Северной Ирландии, если любое действие или бездействие, составляющее часть преступления, имело место в этой части Соединенного Королевства. Вместе с тем действие Закона распространяется на случаи, когда такое действие или бездействие было совершено вне пределов Соединенного Королевства. Для этого необходимо, чтобы действие или бездействие, будь оно совершено на территории Соединенного Королевства, составляло бы часть преступления, а также чтобы лицо, его совершившее, имело тесную связь с Соединенным Королевством. Под тесной связью понимаются случаи, когда лицо является британским гражданином, гражданином британских заморских территорий, обычно проживает на территории Соединенного Королевства, является организацией, зарегистрированной в соответствии с законами любой части Соединенного Королевства, и в ряде иных случаев (статья 12).

Индивид, виновный в подкупе иностранного должностного лица, несет следующие формы ответственности (статья 11):

- при осуждении в порядке суммарного производства, подлежит заключению на срок, не превышающий 12 месяцев, или штрафу, не превышающему законодательно установленного максимума, или тому и другому наказанию одновременно;

- при осуждении за преступление, вмененное по обвинительному акту, подлежит лишению свободы на срок, не превышающий 10 лет, или штрафу или тому и другому наказанию одновременно.

Иное лицо, виновное в подкупе иностранного должностного лица, подлежит:

- при осуждении в порядке суммарного производства, штрафу, не превышающему законодательно установленного максимума;

- при осуждении за преступление, вмененное по обвинительному акту, штрафу.

Статья 14 Закона регламентирует случаи, когда взяточничество, в том числе подкуп иностранного должностного лица, осуществляется корпорацией или шотландским партнерством. В случае, если будет доказано, что преступление было совершено с согласия или молчаливого согласия (попустительства) высшего должностного лица корпорации или шотландского партнерства, или лица, претендующего на этот статус, это лицо признается виновным в преступлении и подлежит судебному преследованию и соответствующему наказанию. Если преступление имело место вне территории Соединенного Королевства, то высшее должностное лицо или лицо, претендующее на такой статус, должно иметь тесную связь с Соединенным Королевством.

Статьи 7 - 9 Закона регулируют случаи, когда коммерческой организации не удается предотвратить взяточничество, осуществляемое в ее интересах или от ее имени. Одним из частных случаев применения этой статьи является подкуп иностранного должностного лица. Коммерческая организация признается виновной в преступлении, если какое-либо лицо, ассоциированное с этой организацией, осуществляет подкуп другого лица с намерением приобрести или сохранить деловые отношения или преимущество в ведении деловых отношений для коммерческой организации.

Под коммерческой организацией в данном случае понимается:

- организация, зарегистрированная в соответствии с законом любой части Соединенного Королевства, осуществляющая предпринимательскую деятельность;

- любая другая корпорация, осуществляющая предпринимательскую деятельность (полностью или частично) на территории Соединенного Королевства;

- партнерство, образованное в соответствии с законом любой части Соединенного Королевства, осуществляющее предпринимательскую деятельность;

- любое другое партнерство, осуществляющее предпринимательскую деятельность (полностью или частично) на территории Соединенного Королевства.

Под ассоциированным лицом при этом понимается лицо, оказывающее услуги в интересах или от лица организации. Это, например, может быть работник организации, ее представитель или дочерняя компания.

Защитой для коммерческой организации может служить доказательство того факта, что данная организация имела адекватные процедуры, нацеленные на предотвращение неправомерного поведения лиц, ассоциированных с организацией. В случае, если коммерческая организация признается виновной в неспособности предотвратить взяточничество, осуществляемое в ее интересах или от ее имени, она подлежит штрафу (при осуждении за преступление, вмененное по обвинительному акту).


[1] В данном случае под лицом понимается любое физическое лицо, не являющееся гражданином США, или корпорация, товарищество, ассоциация, акционерное общество, деловой траст, организация без прав юридического лица или индивидуальное частное предприятие, учрежденные в соответствии с законом зарубежного государства, или их подразделения.