Рейтинг надежности и качества услуг страховых компаний - один из видов рейтингов, присваиваемых Агентством, является некредитным (специализированным) и представляет собой субъективное мнение Агентства об устойчивости бизнес-модели и рыночных позиций компании в рамках страховой отрасли, а также качестве предоставляемых компанией услуг, исходя из таких ключевых характеристик, как: история развития компании, качество ее менеджмента (управления), квалификация персонала, стратегия развития, управление рисками, сеть продаж, клиентская база, продуктовая линейка, качество урегулирования убытков и наличие ресурсов, поддерживающих данные функции.
При определении уровня рейтинга Агентство делает больший акцент на анализе качественных факторов, тенденции деятельности и стабильности компании, а не на ее отдельных финансовых показателях и/или коэффициентах.
Шкала, используемая для выражения данного мнения Агентства, не является взаимозаменяемой, сопоставимой или эквивалентной со шкалами, используемыми для других видов некредитных (специализированных) рейтингов.
РЕЙТИНГ НАДЕЖНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ КРЕДИТНЫМ РЕЙТИНГОМ, не связан с оценкой способности рейтингуемого лица исполнять принятые на себя финансовые обязательства и не отражает мнение Агентства о кредитоспособности или финансовой надежности, или финансовой устойчивости страховой компании.
ОГРАНИЧЕНИЯ РЕЙТИНГА НАДЕЖНОСТИ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ:
- Рейтинг не дает прогноза о вероятности возникновения финансовых трудностей у страховой компании в течение какого-либо периода времени;
- Рейтинг не представляет собой мнения о ликвидности и/или качестве портфеля ценных бумаг страховой компании;
- Рейтинг не представляет собой никакого иного мнения о каком-либо качестве страховой компании относительно ее финансовых показателей, кроме как мнения о возможностях рейтингуемого лица по заключению и обслуживанию договоров страхования/перестрахования, урегулированию убытков и непрерывности данных процессов.
Агентство вправе изменить или отозвать рейтинг надежности и качества услуг страховой компании в любой момент времени на основании информации, полученной, по мнению Агентства, из надежных источников, и/или информации, полученной от рейтингуемого лица в рамках регулярного мониторинга, либо в связи с непредставлением информации страховой компанией.
Методология присвоения и актуализации рейтингов надежности и качества услуг страховых компаний представляет собой документ Агентства, содержащий систематизированный подход к качественной оценке страховых компаний с использованием ряда показателей, сгруппированных по пяти блокам.
Данные группы, по мнению Агентства, охватывают наиболее важные аспекты деятельности страховых компаний, влияющие на качество предоставления страховых услуг, независимо от краткосрочных тенденций в области финансовых и операционных показателей деятельности страховых компаний.
Рейтинги основаны как на информации, полученной от рейтингуемых компаний, так и на основании открытой информации, полученной из источников, которые Агентство считает надежными.
Агентство осуществляет регулярный мониторинг (текущее наблюдение) за рейтингуемыми лицами.
Процесс оценки рейтингуемой компании (рейтингового анализа) включает в себя рассмотрение (но не аудит) информации о компании, относящейся к следующим пяти блокам показателей:
- Компания и персонал. Анализируемые факторы данного раздела включают: срок работы компании, влияние собственников на развитие компании, опыт и стабильность состава ключевого персонала, основную стратегию развития.
- Рыночные позиции. Анализируемые факторы данного раздела включают: бизнес-профиль, динамику объема премий, сеть продаж, масштабы и географию деятельности, место в рэнкинге по объему премий.
- Оценка качества услуг. Анализируемые факторы данного раздела включают: диверсификацию клиентской базы, стабильность клиентской базы (уровень пролонгации), качество страховых продуктов, контроль качества и управление репутацией, конкурентные преимущества.
- Управление и методы контроля. Анализируемые факторы данного раздела включают оценку системы управления рисками и ее независимости, качества корпоративного управления, уровня раскрытия информации, процедуры принятия андеррайтинговых решений.
- Операционная устойчивость. Анализируемые факторы данного раздела включают оценку портфеля финансовых вложений, операционной эффективности (исторические показатели и тенденции), подходы и возможности по управлению ликвидностью. Целью оценки финансовых показателей данного блока является оценка ресурсной базы, необходимой для поддержания непрерывности процессов заключения договоров страхования/перестрахования, урегулирования убытков, и степени ее соответствия задачам бизнеса, масштабам и специфике деятельности компании.