РБК. Что произошло весной на рынке МФО: ужесточение скоринга и драйверы роста

По оценкам Национального рейтингового агентства на лето прошлого года, 10—15% заемщиков МФО имеют банковские кредиты, в сегменте краткосрочных PDL-займов эта доля может достигать и 50%.
 
Рост спроса на займы сопровождался весной ростом просроченной задолженности. МФО делают акцент на плотной работе с привлечением повторных займов и ищут новых клиентов в банковском сегменте
 
Весной МФО отметили рост запрашиваемых сумм и среднего чека по займам. По данным финтех-сервиса CarMoney, с января 2022 года прирост средней суммы займа составил 9,8%. В «МигКредите» также сообщили, что по данным внутренней аналитики компании, в апреле запрошенная сумма выросла на 10% к марту, а в мае еще на 4% по отношению к апрелю.
 
Рост запрашиваемых сумм в CarMoney связали с повышением потребительских цен. Гендиректор МФК «МигКредит» Артем Быков отмечает, что спрос на рынке микрозаймов в последние месяцы остался практически неизменным и никак не обусловлен геополитической ситуацией в стране.
 
Сближение МФО и банков
 
В весеннем обзоре рынка МФО ЦБ отмечают, что в крупных городах услуги микрофинансовых организаций приближаются к банковскому сегменту, в структуре займов превалируют займы Installment (IL) — более длительные по сроку и более крупные по сумме. Так, у МФО из Новосибирской области доля IL — 60%, а на долю краткосрочных займов до зарплаты (PDL) приходится чуть более 30%. Средний займ составляет 8 тыс. руб., IL-займ — 20,8 тыс. руб.
 
Цели кредитов существенно не меняются который год. Так, по данным Миг Кредит, Среди целей займов чаще всего указывают неотложные нужды (42%), ремонт (17%), приобретение бытовой техники (11%). Летом к списку целей добавляется поездка в отпуск.
 
Драйверы для роста МФО
 
В Центробанке констатируют, что весной МФО ужесточали риск-политики. По данным «Юником24», процент одобрения заявок МФО составляет порядка 25%. Весной, в кризисной ситуации, многие микрофинансовые организации ужесточили свои скоринг-модели, чтобы не допустить ухудшения качества портфеля.
 
«По новым клиентам мы в некоторой степени снизили уровень одобрений, но лишь ненамного и на непродолжительное время, — поясняет Павел Волков, генеральный директор MKK «Академическая» (сервис онлайн-займов ВебЗайм). — Это коснулось категории самых высокорисковых клиентов. Искусственный интеллект, который принимает решение, имеет определенные показатели. В некоторых из них, назовем их показателями «выдать» или «отказать», мы немного сдвинули границы, а также изменили систему лимитирования на пару недель. Если раньше, видя средний скор-балл клиента, мы выдавали ему, условно, десять тысяч рублей, то после всех событий стали выдавать меньше, например, 8 000 рублей».
 
Артем Быков также констатирует, что в кризисные моменты весны в «МигКредите» акцент также был сделан на выдачи займов с более коротким сроком и меньшей суммой.
 
В сложившейся ситуации игрокам микрофинансового рынка важно не привлекать новых клиентов, а сохранять лояльность постоянных, уверен Павел Волков. Он прогнозирует, что в краткосрочной перспективе уровень одобрения займов останется на уровне 25% и будет идти вверх медленными шагами. Упор будет сделан на качественную работу с повторными клиентами и создании для них еще более комфортных и выгодных условий, отмечает эксперт.
 
«Постоянный клиент, как правило, уже доверяет нам, ведь он пользовался нашим сервисом, а значит, знаком с его работой, условиями, и, скорее всего, наше приложение даже установлено у него в телефоне, — рассуждает Павел Волков. — Нам остается оставаться с ним в легком контакте и оказаться рядом, когда он реально нуждается в нашем продукте».
 
Еще один тренд — переход к МФО заемщиков из банковского сектора. Растет количество обращений от клиентов, которым отказали банки в выдаче кредита, — констатируют в CarMoney. Такие заемщики предпочитают займы на большие суммы и реже допускают просрочки.
 
В «МигКредите» также отмечают, что доля заемщиков МФО, имевших или имеющих банковские кредиты, неуклонно растет из года в год, а в периоды, когда банки ужесточают свою кредитную политику, доля таких клиентов растет более значительно.
 
По оценкам Национального рейтингового агентства на лето прошлого года, 10—15% заемщиков МФО имеют банковские кредиты, в сегменте краткосрочных PDL-займов эта доля может достигать и 50%.