Компании - нерезиденты смогут получать ESG-рейтинг Национального Рейтингового Агентства

Национальное Рейтинговое Агентство (НРА) утвердило новую версию Методологии присвоения ESG-рейтингов для компаний финансового и нефинансового сектора. В Методологию включено понятие «национальные документы», что позволяет распространить действие Методологии на нерезидентов РФ, в том числе компании ближнего зарубежья (компании стран ЕАЭС), учитывая национальные таксономии и стандарты при оценке.
 
В документе в качестве ключевых ориентиров к международным стандартам добавлены российские аналоги и российские нормативные документы, сформированы ключевые принципы, на которых базируется Методология, а также изменены отдельные показатели и критерии их оценки во всех блоках. 
 
Новая версия Методологии присвоения ESG-рейтингов (некредитных рейтингов, оценивающих подверженность компании экологическим и социальным рискам бизнеса, а также рискам корпоративного управления) отражает современные тенденции в сфере устойчивого развития в России. В Методологию включены новые показатели и критерии их оценки, разработанные с учетом результатов развития российского рынка, улучшения качественных процессов трансформации аспектов ESG в бизнесе в прошедшем 2021 году.
 
Ключевыми изменениями Методологии стали: выделение двух новых секторов с отраслевыми показателями – «Недвижимость» и «Нефинансовые услуги», и расширение шкалы для ESG рейтингов, которые позволяют присваивает ESG-рейтинги девелоперским компаниям и компаниям, оказывающим нефинансовые услуги. 
 
В новой версии документа расширена рейтинговая шкала, что обусловлено развитием ESG практики в России, а также необходимостью систематизации и применения единого подхода к принципам формирования рейтинговых шкал НРА. 
 
                              
 
Что изменилось в рейтинговой шкале. Наименование уровней привязано к общепринятым буквенным градациям без использования дополнительных символов «+» и «-» или цифр. Изменились значения диапазонов итогового балла на основании проведенных тестирований в 2021 и 2022 годах. Шаг диапазона, соответствующего определенному уровню, с «С.esg» до «АА.esg» уменьшен с 0,2 до 0,15. 
Ключевые изменения затронули категорию «А» («Продвинутый»). По сравнению со старой шкалой, в которой присутствовал один уровень А1.esg «Очень высокий», в новую шкалу добавлены два уровня: АА.esg «Очень высокий» и ААА.esg «Максимальный». Это позволит проводить более детализированную оценку профилей ESG финансовых и нефинансовых компаний, которые являются национальными лидерами повестки устойчивого развития, в том числе и с учетом практик международных компаний. 
 
Уровни А2.esg и В1.esg теперь соответствуют уровням А.esg (Высокий) и BBB.esg (Достаточный). 
 
В категорию «B» («Развивающийся») добавлен новый уровень, который позволит уточнить детализацию интеграции критериев ESG в деятельность компаний, находящихся на развивающемся этапе повестки устойчивого развития. Старый уровень В2.esg «Средний» теперь фактически соответствует двум новым уровням ВВ.esg «Средний» и B.esg «Умеренно слабый». 
Для слабого уровня, который остался без изменений в наименовании и описании, сокращена граница верхнего интервала с 0,2 до 0,15.
 
Сформулированы ключевые принципы методологии и вынесены в отдельный раздел:
1. Принцип «ключевой деятельности компании» – перед применением Методологии компания в зависимости от ключевого направления своей деятельности относится к категории «нефинансовых» или «финансовых».
2. Принцип «отраслевой (секторальной) диверсификации» - при расчете рейтинга применяются отраслевые (секторальные) показатели, отобранные с учетом специфики отрасли (сектора), в котором компания осуществляет свою основную деятельность.
3. Принцип «релевантных показателей» - учитывая специфику деятельности отдельных компаний даже «внутри» отрасли (сектора), некоторые показатели могут быть исключены из расчета, как нерелевантные к применению. Исключение отдельных показателей не влияет на итоговый балл рейтинга.
4. Принцип «усреднения» означает применение среднеарифметических оценок при расчете по каждому из блоков E, S и G и при итоговом расчете рейтинга на основе трех оценок по каждому из блоков. Это позволяет повысить качество оценки по блокам, применяя принцип «релевантных показателей». Принцип «усреднения» позволяет нивелировать значимость существенного влияния одного из факторов внутри блока и одного блоков над другими
5. Принцип «практического подтверждения документов». Каждый из показателей оценивается в баллах с помощью критериев по системе 1/ 0,5/0 (реже 1/0). Для получения максимальной оценки (1 балл) в критерии необходимо предоставить не только соответствующие документы, относящиеся к данному показателю, но и представить результаты деятельности, или подтвердить практический эффект от реализации инициатив (программ, мероприятий, политик), или практику применения утвержденных документов. 
6. Принцип «полного соответствия». Если в критерии, относящемуся к оценке 1 или 0,5 балла, одновременно указано несколько условий, компания должна соответствовать всем указанным условиям или обязана предоставить объективные доказательства невозможности соответствия.
 
В новой версии Методологии уточнены критерии оценки некоторых показателей, в том числе добавлены числовые значения в качестве критериев оценки.
 С учетом нормативных изменений, произошедших за последний год, в Методологии скорректированы и дополнены термины и определения, актуализирован перечень применяемых документов, международных и российских ориентиров. С учетом выделения новых нефинансовых секторов с соответствующими отраслевыми показателями и критериями их оценки, новая версия Методологии позволяет проводить оценку юридических лиц следующих направлений деятельности:
 
В категории нефинансовых компаний: промышленность и добыча, потребительский сектор, недвижимость, нефинансовые услуги (жилищно-коммунальные, техническая поддержка и сопровождение, транспортные услуги и техническое обслуживание транспорта, общественное питание, бытовые, медицинские и санаторно-курортные, образовательные, сервисы доставки, туристические, информационные, логистические). 
 
В категории финансовых компаний: банки, управляющие компании, страховые компании и иные финансовые компании, предоставляющие услуги в соответствии с профессиональными лицензиями, полученными от национальных регуляторов. 
 
Перечисленные изменения существенно повышают качество Методологии и расширяют спектр ее применения в отношении компаний из различных секторов и юрисдикций.