Четверть российских предприятий ожидают по итогам года роста объема продаж

Четверть российских предпринимателей (26%), несмотря на изменение экономической ситуации, ожидают роста продаж в 2022 году по сравнению с 2021 годом. Прежде всего, это предприятия обрабатывающей промышленности, средний бизнес и крупные компании. Таковы результаты совместного исследования  Национального Рейтингового Агентства (НРА) и Аналитического центра НАФИ. 
 
Представители половины российских предприятий (51%) прогнозируют сокращение объема продаж в этом году по сравнению с предыдущим. Большая часть из них считают, что в результате разных факторов, влияющих на производство, каналы сбыта и покупательную способность, объемы продаж снизятся на 10-15% (об этом заявили представители 16% компаний). Сокращения в меньшей степени – до 10% от объема продаж 2021 года – прогнозируют еще 14% предприятий. 13% компаний считают, что снижение составит от 25 до 50% по сравнению с предыдущими годовыми показателями. Наиболее пессимистичные оценки дают 8% респондентов: они предполагают, что в этом году объем продаж их компаний упадет как минимум вдвое (на 50% или более процентов). 
 
Ожидают сокращения объемов продаж, прежде всего, микробизнес (62%) и молодые компании, работающие на рынке от 3 до 5 лет (63%).
 
Четверть предпринимателей (26%) считают, что объемы продаж их компаний в этом году будут больше, чем в предыдущем, несмотря на социально-экономическую обстановку. Позитивные прогнозы строят преимущественно предприятия обрабатывающей промышленности (45%) и компании среднего бизнеса с численностью сотрудников более 250 человек (39%).
 
Чаще всего предприниматели предполагают, что увеличение объемов продаж будет небольшим – не более 10% от уровня прошлого года (об этом заявили 12% опрошенных). Еще 8% компаний прогнозируют рост на 10-15%. Значительного скачка в продажах ожидают 6% предприятий (от 25% и выше).
 
О стабильном положении на рынке заявляют 16% компаний. Они не строят позитивные или негативные прогнозы и уверены в том, что объем их продаж по сравнению с прошлым годом останется неизменным. Подобная уверенность в первую очередь присуща предприятиям малого и среднего бизнеса (по 20%), а также работающим на рынке более 10 лет (26%).  
 
Таблица 1. «Каковы Ваши ожидания по объему продаж вашей компании в 2022 году по сравнению с 2021 годом?», % от всех опрошенных
                      
                                                             
 
Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ: 
«Для любого бизнеса жизненно необходимо наличие рынков сбыта, спроса на его товары и услуги. В текущих условиях бизнес столкнулся с рисками – спрос со стороны населения сокращается на фоне снижения реальных доходов. Проблемы есть и у компаний, работающих в сегменте B2B: их клиенты активно меняют бизнес-стратегии и оптимизируют издержки, адаптируясь к новой ситуации. Это подтверждается нашими данными, касающимися оценки предпринимателями своего финансового положения и прогнозов дальнейшего развития – каждое второе предприятие ожидает падения продаж.
С другой стороны, на фоне ухода ряда крупных игроков с российского рынка появляются новые ниши и направления, на которые предпринимателям стоит обратить внимание. Здесь важно проявить гибкость и оперативно воспользоваться открывшимися возможностями. В период пандемии для многих спасательным кругом стало использование таких инструментов, как тщательное финансовое планирование, диверсификация бизнеса и каналов сбыта, расширение целевой аудитории, а также цифровизация – в технологическом плане и в контексте повышения уровня цифровой грамотности сотрудников. В текущей ситуации эти направления развития полезно поставить в приоритет».
 
Алина Розенцвет, генеральный директор Национального Рейтингового Агентства: 
«Малые и микропредприятия в целом переживают экономические потрясения более остро, чем средние. За последние 12 месяцев численность работников малых предприятий сократилась на 5%, микропредприятий — на 9%, ИП — на 2%. При этом численность в среднем бизнесе увеличилась на 2%.
Рост продаж компаний в денежном выражении отчасти будет связан с высокой инфляцией в 2022 году. Динамика продаж в натуральном выражении будет неоднородна. В текущих условиях для российского бизнеса освобождаются рыночные ниши и появляются новые возможности, и ряд МСП сможет нарастить реализацию. В случае органического развития бизнеса на выручку в значительной степени будут давить общие экономические факторы, в том числе снижение реальных доходов населения, перебои с зарубежными поставками, сокращение численности покупателей в связи с миграционным оттоком и усилением эмиграционных настроений». 
 
Методология:
Всероссийский репрезентативный опрос предпринимателей проведен Аналитическим центром НАФИ в мае 2022 г. Опрошены 500 представителей микро, малого и среднего бизнеса всех основных отраслей экономики во всех федеральных округах РФ. В качестве респондентов выступали собственники бизнеса, первые лица компаний и индивидуальные предприниматели.
 
Аналитический центр НАФИ – исследовательские решения для бизнеса
НАФИ — многопрофильный аналитический центр, на рынке уже более 15 лет. Мы проводим исследования рынков и общественного мнения для коммерческих компаний и государственных структур. Данные НАФИ регулярно используются государственными органами, всероссийскими общественными организациями, коммерческими компаниями и федеральными СМИ. На основе наших данных принимаются стратегические решения, направленные на повышение качества продуктов и услуг, оптимизацию издержек, привлечение клиентов и повышение их лояльности. Мы предлагаем конкретные продукты и решения для широкого спектра задач. Наша экспертиза охватывает сферы финансов, высоких технологий, предпринимательства, социальную сферу, здравоохранение, HR и рынок труда, недвижимость, туризм.
 
Национальное Рейтинговое Агентство (НРА) – независимое российское рейтинговое агентство. Бренд, известный на российском рынке 20 лет. Включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России. Агентство присваивает кредитные рейтинги, некредитные рейтинги надёжности и качества услуг, ESG-рейтинги, осуществляет верификацию «зелёных» и «социальных» облигаций, проводит аналитические исследования по широкому кругу вопросов. Рейтинги НРА используются участниками рынка инвестиций как один из важных критериев оценки эффективности ведения бизнеса компаний и анализа рисков; Московской биржей – для включения облигаций эмитента в Сектор Роста; СПБ Биржей – для допуска облигаций эмитента к торгам; компаниями – для получения финансирования проектов устойчивого развития.