Ведомости. "Росатом" хочет расширить свои полномочия на Севморпути

"Ледоколов [в России] мало. Кроме того, грузоотправители не желают ждать формирования караванов и пытаются проскочить, пользуясь удачной ледовой обстановкой, которая может меняться довольно быстро", - отмечает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Эксперт подчеркивает, что, несмотря на это, в течение 2021 г. из 1812 рейсов проблемы возникли лишь у 24 судов.
 
Он может забрать у Минтранса право регулировать проходку судов в Арктике
 
"Росатом" после возникновения ледовой пробки на Северном морском пути (СМП) в ноябре 2021 г. намерен поднять вопрос о перераспределении полномочий между госкорпорацией и Минтрансом, рассказал журналистам гендиректор "Росатома" Алексей Лихачев. "Мы с [первым вице-премьером] Андреем Рэмовичем Белоусовым договорились, что в феврале-марте проведем большое совещание по перераспределению обязанностей на Севморпути. Ждем его, чтобы все точки над i расставить и договориться с Минтрансом", - сказал Лихачев.
 
По его словам, цель "Росатома" - создать систему одного окна при работе на СМП. "Нужно точно понимать достоверность указанного ледового класса для конкретного судна, которое зашло на СМП. И в любое время дня и ночи знать его местонахождение, дальнейшие планы и проблемы в случае их возникновения", - сказал Лихачев. По сути, речь идет о передаче "Росатому" функций ФГУП "Администрация СМП", сегодня подчиняющегося Минтрансу. В Минтрансе на запрос "Ведомостей" к моменту сдачи материала не ответили.
 
В пробке, о которой говорит Лихачев, встало около 20 судов, заблокированных во льдах ("Ведомости" подробно писали об этом 19 ноября). Причиной тогда назывался недостаточно точный прогноз ледовой обстановки. Источник, близкий к "Росатому", пояснял "Ведомостям", что в прошлые годы в это время ледовая обстановка была простой, поэтому на этот ноябрь ряд судовладельцев не стали заказывать ледокольную проводку. "Но погода резко изменилась, прогноз Росгидромета оказался неточен", - отмечал он. Даже на 19 ноября, когда суда уже оказались в ледовом плену, на сайте "Администрации СМП" со ссылкой на данные Росгидромета ледовая обстановка характеризовалась как "легкая". "Росатому" пришлось снимать ледоколы с законтрактованных направлений и посылать их на помощь застрявшим во льдах судам. На то, чтобы освободить суда изо льда, потребовалось около месяца. "В результате удалось ситуацию урегулировать, провести несколько караванов судов, включая международные. В том числе и те, что участвовали в программе северного завоза", - пояснил Лихачев.
 
"Ледоколов [в России] мало. Кроме того, грузоотправители не желают ждать формирования караванов и пытаются проскочить, пользуясь удачной ледовой обстановкой, которая может меняться довольно быстро", - отмечает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Эксперт подчеркивает, что, несмотря на это, в течение 2021 г. из 1812 рейсов проблемы возникли лишь у 24 судов.
 
Eще одной причиной трудностей с проходом по СМП, по словам источника "Ведомостей" в отрасли, являются недостоверные сведения по ледовому классу судов, нередко подаваемые в "Администрацию СМП" судовладельцами (ФГУП выдает разрешения на проходку судов в акватории СМП).
 
К 2030 г. Россия рассчитывает создать на базе СМП международный транспортный коридор с грузопотоком в 160 млн т в год, к 2024 г. перевозки должны вырасти до 80 млн т против 33 млн т по итогам 2020 г. В 2021 г. грузопоток по СМП вырос почти на 6% к предыдущему году до 34,9 млн т.
 
В ведении "Росатома" находится ФГУП "Атомфлот", владеющий атомными ледоколами (сейчас их пять и атомный лихтеровоз "Севморпуть"). В 2017 г., когда в правительстве активно обсуждали вопрос об увеличении грузопотока по СМП и возможном использовании этого маршрута для транзита грузов между Азией и Eвропой, появилась идея возложить на госкорпорацию руководство этим проектом. Это потребовало бы передачи "Росатому" большинства госструктур, регулирующих судоходство и перевозки по СМП, большая часть эти функций была до этого закреплена за Минтрансом. В итоге к концу 2018 г. был принят компромиссный принцип двух ключей: госкорпорация стала инфраструктурным оператором СМП, а Минтранс сохранил роль регулятора (и "Администрацию СМП").
 
В крупных судоходных компаниях "Совкомфлот", Maersk и Fesco на вопросы "Ведомостей" о распределении полномочий на СМП не ответили.
 
Директор консультационной компании "Гекон" Михаил Григорьев считает сложным совмещение "Росатомом" функций регулятора и инфраструктурного оператора. Эксперт напомнил, что правило двух ключей введено лишь несколько лет назад. "В настоящее время "Атомфлот" не может силами только собственных атомных ледоколов обеспечить решение всех задач ледокольного сопровождения в акватории СМП. Поэтому он на постоянной основе и привлекал два дизельных ледокола Росморпорта - "Красин" и "Адмирал Макаров", а в певекский кризис (ноябрьская ледовая пробка. - "Ведомости") были задействованы ледоколы "Капитан Драницын" и "Новороссийск", - отметил эксперт. Он также напомнил, что ледоколы есть и у коммерческих компаний. "Дело идет к тому, что координировать работу ледоколов в акватории СМП вне зависимости от собственности будет одна структура, - рассуждает Григорьев. - Кто это будет - штаб морских операций "Атомфлота", стремительно набирающий компетенцию, или самостоятельная структура при правительстве, - зависит от позиции Госкомиссии по вопросам развития Арктики".
 
Гришунин считает перераспределение полномочий на СМП в пользу "Росатома" логичным: "Необходимость согласовывать возможности по проводке между "Атомфлотом" и Минтрансом через "Администрацию СМП" усложняет проводку и приводит к неприятным инцидентам", - отметил он. С ним согласен гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. "С учетом объективной нехватки ледоколов при ухудшении ледовой обстановки и роста объемов судоходства по СМП консолидация ответственности будет более эффективным решением", - сказал он. По мнению Бурмистрова, "Росатом" рациональнее распределит ограниченные ледокольные ресурсы, а ответственность в случае повторения ситуации ноября 2021 г. уже будет лежать полностью на нем. "Нужно учитывать, что некоторым грузоотправителям достаточно будет одного инцидента с застреванием судна во льдах, чтобы снизить интерес к перевозке грузов по СМП", - добавил он.