Известия. Запретный борт

Введет ли Европа санкции против "Аэрофлота"
В Госдуме назвали попыткой давления на Россию вбросы о возможных санкциях против "Аэрофлота", а эксперты считают эти сообщения "блефом". 11 ноября появились новости о том, что среди прочих мер против Белоруссии из-за миграционного кризиса, которые сейчас обсуждает Еврокомиссия (ЕК), значатся и возможные рестрикции к российскому авиаперевозчику -он якобы может быть причастен к перевозке беженцев. В "Аэрофлоте" уже заявили, что не выполняют рейсов в города Ирака и Сирии, а также не летают по маршруту Стамбул - Минск. Компания готова защищать свои интересы, в том числе и в суде. В ЕК "Известиям" подтвердили, что санкции против Белоруссии могут быть расширены из-за нарушений в сфере миграции, однако вопрос о претензиях к "Аэрофлоту" проигнорировали. В Еврокомиссии работают над усилением санкционных мер против Белоруссии из-за миграционного кризиса, сообщили там "Известиям". Официальный представитель ЕК по вопросам внешней политики Петер Стано напомнил о позиции Брюсселя воздерживаться от комментариев по поводу еще идущих дискуссий о санкциях ЕС и спекуляций СМИ. Так он ответил на вопрос, в том числе касающийся ограничений против российского "Аэрофлота".
 
- Я могу только подтвердить, что мы работаем над созданием условий и критериев в рамках существующего режима санкций против режима Лукашенко, чтобы включить в дополнение к нарушениям прав человека и подрыву демократии также инструментарии в сфере миграции и участии в торговле людьми. Это нужно для того, чтобы мы могли наказывать людей и организации, причастные к этой бесчеловечной и незаконной деятельности, - рассказал "Известиям" Петер Стано.
 
Ранее председатель ЕК Урсула фон дер Ляйен сообщала о том, что ЕС вместе с Соединенными Штатами готовят новый пакет санкций в отношении официального Минска. Меры против властей Белоруссии могут быть расширены в начале следующей недели, рассказала она на пресс-конференции после встречи с президентом США Джо Байденом. По ее словам, американцы планируют присоединиться к ограничениям в начале декабря. Представитель МИД Германии Андреа Зассе, в свою очередь, ранее отмечала, что расширение рестрикций против Белоруссии может быть обсуждено 15 ноября.
 
Среди ключевых стран Европы сложилось достаточно единодушное мнение о виновнике кризиса на границе. В частности, по словам главы МИД ФРГ Хайко Мааса, ответственность за ситуацию с нелегалами несет "режим Лукашенко".
 
Дипломатический источник "Известий" в МИД Германии также сообщил о "внимательном отношении" федерального правительства к авиасообщению с Минском.
 
- Мы обращаемся к властям стран происхождения и транзита мигрантов, а также ведем переговоры с авиакомпаниями, чтобы повысить осведомленность о контрабандной деятельности, поддерживаемой режимом в Минске, - отметил дипломатический источник в Берлине.
 
"Известия" также направили запросы во внешнеполитические ведомства Франции и Польши.
 
В ответ на новые возможные санкции Александр Лукашенко уже заявил о возможности перекрыть транзит газа, который идет по трубопроводу "Ямал - Европа". - Мы не должны, защищая свои суверенитет и независимость, останавливаться ни перед чем. Мы увеличили через Беларусь прокачку газа, заполнен "Ямал - Европа". Мы обогреваем Европу, они нам еще угрожают, что закроют границу.
 
А если мы перекроем природный газ туда? Поэтому я бы руководству Польши и другим - литовцам и прочим безголовым - порекомендовал думать, прежде чем говорить, - пригрозил в одном из своих выступлений белорусский лидер.
 
11 ноября издание Bloomberg опубликовало информацию о том, что в декабре санкции могут быть введены и против российского "Аэрофлота" из-за якобы причастности к миграционному кризису. В польском МИДе уже сообщили о вине российской авиакомпании и заявили, что ЕС рассматривает такой вопрос. При этом во внешнеполитическом ведомстве Франции рассказали об отсутствии доказательств о причастности России к миграционной ситуации. В "Аэрофлоте" отвергли все обвинения.
 
- Информация об участии или содействии ПАО "Аэрофлот" в организации массовой перевозки мигрантов на территорию Республики Беларусь не соответствует действительности. Наша авиакомпания не выполняет регулярных рейсов в города Ирака и Сирии, а также рейсов по маршруту Стамбул - Минск.
 
Чартерные рейсы по указанным направлениям также не выполняются, - заявили в компании.
 
Там также напомнили: движение граждан Ирана, Ирака, Сирии через территорию РФ в Белоруссию затруднено, поскольку требует получения транзитных российских виз.
 
- Давайте все-таки рассчитывать на то, что подобные безумные идеи живут лишь в подобных информационных вбросах, - заявил журналистам в четверг пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, уточнив: перевозка мигрантов не нарушает действующие международные нормы, тем более что "Аэрофлот" уже заявил об отсутствии таких рейсов.
 
"Неправдой" заявления Варшавы о причастности "Аэрофлота" назвал и министр иностранных дел России Сергей Лавров. А в Госдуме вброс о возможных санкциях против авиакомпании назвали попыткой давления на нашу страну. - Понятно, что Европа пытается надавить на Россию, чтобы мы, в свою очередь, надавили на Белоруссию. Дело даже не в том, кто перевозит беженцев и мигрантов. Это просто давление на Россию, чтобы мы начали проводить с Белоруссией цикл переговоров и телефонных разговоров. Что может Россия этим угрозам противопоставить? Противопоставить этому можно только пролет через свою территорию. Это достаточно чувствительно будет для многих компаний мира, - подчеркнул в разговоре с "Известиями" председатель комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников.
 
Программный директор клуба "Валдай" Тимофей Бордачев предположил в беседе с "Известиями": информация о вероятном введении санкций против "Аэрофлота" может быть "блефом", для того чтобы проверить реакцию российской стороны. Однако эксперт обратил внимание на то, что взаимодействие между Россией и странами Европейского союза в сфере воздушного транспорта осуществляется на основе межправительственных соглашений.
 
- Это отдельный договор с каждой страной ЕС. И Евросоюз не может здесь ничего сделать централизованно, так же как и Россия. Но ЕС вполне может сделать какую-нибудь гадость поменьше - например, теоретически ограничить для нескольких зарубежных авиакомпаний, включая "Аэрофлот" или "Турецкие авиалинии", доступ к неким техническим возможностям, поскольку воздушный флот "Аэрофлота" - это преимущественно аэробусы, - предположил эксперт.
 
Тем не менее он подчеркнул, что Россия вряд ли будет заниматься из-за этого расторжением межправительственных соглашений в сфере гражданской авиации со всеми странами ЕС.
 
Между тем в "Аэрофлоте" заверили, что намерены защищать свои интересы, в том числе и через суд. Информация о возможных санкциях может негативно повлиять на операционную и финансовую деятельность, подчеркнули в компании. Появление в СМИ подобных сообщений повышает риски для будущих финансовых результатов "Аэрофлота", что находит отражение в негативной динамике цен на акции, пояснила "Известиям" младший директор корпоративных рейтингов НРА Алла Юрова. По ее словам, негативный информационный фон может в некоторой степени оказать влияние на глубину продаж рейсов в Евросоюз и затруднить сотрудничество с европейскими контрагентами.