Телеканал Дождь. Россияне стали пить меньше водку

ВЕДУЩАЯ: Россияне стали пить меньше водку. Сокращение продаж зафиксировало национальное рейтинговое агентство. Производители водки перестают поставлять продукт в магазины. Одновременно с этим все больше русской водки идет на экспорт. Что происходит с традиционным для России алкогольным напитком, разбирался мой коллега Дмитрий Варламов. Более того, пришел Дима в студию не с пустыми руками. Это не похоже на стопку. Дима, давай согласимся!
 
КОР: Екатерина, привет! Я думаю, ты знаешь не хуже меня, что в редакции "Дождя" люди работают [НЕРАЗБОРЧИВО].
 
ВЕДУЩАЯ: Нет, в редакции "Дождя" люди просто не пьют водку, поэтому у нас не нашлось стопки, вот в чем объяснение. Не нашлось у нас, да, мы искали, а ее нет. Рассказывай, в чем дело?
 
КОР: Дело в том, что в России уже не в первый год отмечается некий тренд на то, что мы все меньше и меньше пьем водки. Как говорят специалисты, это связано с тем, что напиток вошел в пору настоящей зрелости. Даже не сам напиток, а рынок водки. Водке просто негде найти новых людей, которые были бы готовы ее пить, ведь все, кто хотели, ее уже и так потребляют. А новые люди не спешат ее пробовать. Национальное рейтинговое агентство разбиралось в этом вопросе, публиковало большой доклад. И, по их подсчетам, в России сейчас на каждого взрослого человека приходится в год 6,5 литров чистой водки. Если посмотреть в общей тенденции, то потребление снижается. В первом полугодии в России выпили почти 350 млн литров водки. Это на 4% меньше, чем в прошлом году. Как отмечают специалисты, тренд на снижение потребления, по прогнозам, сохранится. Интересно вот что отказ от водки не сильно зависит от экономических факторов. Вообще, водка – это тот интересный продукт, который не моет брать инфляция. Давайте послушаем, как объясняют этот феномен в национальном рейтинговом агентстве.
 
Алла ЮРОВА, аналитик корпоративных рейтингов НРА: В целом алкогольные напитки дорожают гораздо медленнее, чем инфляция в целом. Особенно инфляция продовольственная. Водка даже отстает от роста других алкогольных напитков. На рынок алкогольной продукции в большей степени оказывать влияние, сначала снижение, а потом медленное восстановление доходов населения. И огромный выбор в сфере продуктовой линейки и в различных ценовых сегментах.
 
КОР: Хочу отметить, что во все рейтинги, которые связаны с употреблением алкогольным напитков, есть одна проблема. Дело в том, что в них, как правило, попадают только те напитки, тот алкоголь, который государство видит на своих мониторах, который попадает в государственную отчетность. В целом РФ стремится бороться с нелегальной водкой и другими напитками. Например, больше 10 лет назад было решено оставить минимальную цену за одну бутылку водки. В 2009 году цена за 500 мл водки была 85 рублей, но уже с января 2021 нельзя в магазинах найти водку дешевле 240 рублей. Даже тут есть такой интересный механизм. Незначительное повышение цены может заставить людей перейти на орущие алкогольные напитки. Как раз на этой закономерности основана российская стратегия по борьбе с сильным пьянством. Один из этих приемов – это акцизы. Если мы посмотрим на все эти три напитка: вино, пиво (меньше 8 градусов, это принципиально важно для российского законодательства), водку, то на каждый из этих напитков будет разная акциза. На пиво акциза составляет 23 рубля за литр продукции. На вино акциза составляет 32 рубля за литр. Что самое интересное, на водку акциза составляет в этом году 566 рублей. Это значительно больше. Не на весь напиток, а на тот спирт, из которого делается. Если перевести, разбавить водой, это будет меньше. Но, тем не менее, акциз явно и заметно выше.
 
ВЕДУЩАЯ: Почему это происходит так? Из-аз крепости?
 
КОР: Да, по всей видимости, среди врачей-психиатров и наркологов есть некоторый консенсус, что, чем крепче алкоголь, тем последствия его потребления более опасны для людей. Мне удалось поговорить с профессионалом, с врачом-наркологом. Он мне объяснил, что различный алкоголь влияет по-разному, но пробелам в том, что люди, которые злоупотребляют, они, как правило, не разделяют тип алкоголя. Который они потребляют.
 
ВЕДУЩАЯ: То есть им все равно, что пьешь?
 
КОР: Пиво, водку. Давайте послушаем, что он нам рассказал.
 
Олег ГОНЧАРОВ, врач психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук: Надо сказать, что пациенты делятся на тех, кто преимущественно употребляет крепкий алкоголь и тех, кто употребляет не крепкий. Это тоже не аксиома. Очень часто люди начинают с пива, потом продолжают крепкими напитками. К примеру, не факт, что одним из критериев алкогольной зависимости является рост толерантности. Для молодого мужского организма выпить 2-3-4 литра пива – проблема не велика, чтобы в погоне за фармакологическим эффектом алкоголя (этанола), человек начинает добавлять какие-то крепкие напитки.
 
КОР: Отказ от водки – это не только медицинская проблема. Как на любые другие сферы культуры, на алкогольные напитки также существует своя мода. Мы поговорили со специалистом, с журналистом, который исследовал феномен русской водки Денисом Пузыревым. И вот, как он понимает сове видение места водки в нашей жизни.
 
Денис ПУЗЫРЕВ, журналист: Мода на потребление разного рода алкоголя движется синусоидообразно. То на гребне волны возникают одни напитки, то совершенно другие. происходит естественный процесс, когда дети отказываются от напитков, которые были свойственны их отцам. В Западной Европе, в той же Англии произошла несколько обратная история. Когда водка взлетела, потому что напитком отцов оказался виски. Это было слишком старомодным, слишком олдскульным.
 
КОР: Может быть, это действительно неплохо, что мы сейчас, по словам Дениса Пузырева, находимся на нижней петле этого синусоидного отношения к водке. Потому что 2 года назад в 2019 году ВОЗ опубликовала большой итоговый доклад, посвященный проблеме алкоголизма в России. Как ни странно, доклад был очень комплементарный по отношению к России. По оценкам специалистов, за 15 лет употребления алкоголя в России оно снизилось более, чем на 40%.
 
ВЕДУЩАЯ: Потрясающе! Мы живем в каком-то обществе, может быть, специфическом, но вокруг меня люди меньше пить не стали. А вокруг тебя?
 
КОР: Что они стали делать меньше – так это умирать. Следствие снижения алкоголизации населения – это падение смертности. По данным ВОЗ, она скатилась на 30%. Причем. Как среди мужчин, так и среди женщин.
 
ВЕДУЩАЯ: Это хорошая новость. Я знаю, что ВОЗ выпускал этот доклад 2 года назад, тогда было сделано много заявлений со стороны Минздрава РФ, который тоже заявлял о том, что были приложены огромные, если не гигантские усилия для того, чтобы смертность снижать и зависимость от алкоголя снижать в России. Это удачный опыт, насколько я понимаю?
 
КОР: Да, это удачный опыт для России в целом, но здесь можно еще подумать насчет того, насколько удачный это был опыт для Минздрава. Потому что тренд на снижение употребления крепких напитков в принципе сел в Европе и в России еще есть некоторая особенность нашей демографии, потому что сейчас взрослеют молодые люди, которые не привыкли к позднесоветской перестроечной водочной культуре. Возможно, это просто естественные причины, которые ведут к снижению.
 
ВЕДУЩАЯ: Да, это очень интересно отметить и подчеркнуть, то, что сказал Дима. Люди в России, молодое поколение, водку не пьют. Они предпочитают другие напитки. Если проанализировать наши маленькие пузыри, баблы так называемые. Вокруг меня люди продолжают пить. Очень малая часть моих знакомых пьет водку. В основном это вино, пиво, коктейли, еще что-то. Разумеется, мы тут не хотим сказать, ни я, ни Дмитрий Варламов, что в России стали отказываться от этого традиционного напитка. Просто его употребляют чуть меньше, чем было раньше. Хотя, исходят из слов твоего эксперта по алкоголю, тренд может пойти в обратном направлении в любой момент. Это можно просчитать. Опять же подчеркну, что российское государство явно заботит эта пробелам и здесь делаются шаги для того, чтобы люди не употребляли так, чтобы это вызывало летальный исход. Я благодарю Дмитрия Варламова, моего коллегу, который рассказал сегодня, что сокращение продаж водки зафиксировало НРА. Это действительно удивительная история для России.
 
Данное сообщение создано лицом, выполняющим функции иностранного агента.