РБК. Вексельберг и Троценко купят аэропорт Оренбурга за ₽3,2 млрд

Компания «АБС Оренбург», подконтрольная Виктору Вексельбергу и Роману Троценко, купит два аэропорта и авиаперевозчика в Оренбургской области за ₽3,2 млрд
 
«АБС Оренбург» — совместное предприятие холдингов «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга и «Новапорт» Романа Троценко — 3 сентября выиграла аукцион по продаже 100% АО «Аэропорт Оренбург», которое владеет одноименным аэропортом, аэропортом в Орске и авиакомпанией «Оренбуржье».
 
Об этом РБК сообщили в пресс-службе Российского аукционного дома (РАД, организатор торгов). «Мы выиграли аукцион на право развития аэропортов Оренбурга и Орска», — подтвердил представитель «Аэропортов регионов», отказавшись от комментариев. «Актив нам нравится. Мы считаем, что пассажиропоток Оренбурга вырастет до 1,5 млн человек [в год]», — заявил РБК владелец «Новапорта» Роман Троценко.
 
Начальная стоимость лота составила 1,681 млрд руб., «АБС Оренбург» согласилась заплатить за него почти вдвое больше, 3,19 млрд руб., отметили в пресс-службе РАД. Договор купли-продажи акций должен быть заключен в течение пяти рабочих дней, указано в протоколе торгов.
 
Среди претендентов была также структура компании «Красинвест» (развивает аэропорты в Красноярске и Южно-Сахалинске), которую участники рынка связывают с Олегом Дерипаской. «С совместным предприятием «Новапорта» и «Аэропортов регионов» сложно конкурировать. У объединенных в одно СП двух крупнейших операторов рынка практически безграничные финансовые возможности, и отдельным игрокам рынка им нечего противопоставить», — пояснил РБК представитель «Красинвеста».
 
По данным Росавиации, пассажиропоток аэропорта Оренбурга в 2020 году составил 524 тыс. человек, а в первом полугодии 2021 года — 398 тыс. Насчет аэропорта Орска ведомство данные не раскрывает. «Возможность приобрести аэропорт с годовым пассажиропотоком свыше 500 тыс. человек появляется нечасто, поэтому итоговая цена значительно превышает стартовую», — отметила аналитик корпоративных рейтингов Национального рейтингового агентства Алла Юрова.
 
Это уже не первый актив, который структуры Вексельберга и Троценко будут развивать вместе. В начале 2021 года их совместные предприятия «АБС Благовещенск» и «АБС Магадан» получили право работать в аэропортах Амурской и Магаданской областей. Бизнесмены договорились о создании совместных предприятий под названием АБС («Аэропорты большой страны») в 2020 году для развития небольших воздушных гаваней.
 
Правительство Оренбургской области объявило о планах продать «Аэропорт Оренбург» в начале августа 2021 года. Это позволит реконструировать аэропортовый комплекс, отмечал министр природных ресурсов, экологии и имущественных отношений области Александр Самбурский. Самбурский выразил надежду, что инвестор превратит аэропорт в современный транспортный хаб и откроет для оренбуржцев новые направления авиаперелетов. Срок реализации инвестиционного проекта составляет не более четырех лет, сказала РБК замминистра региональной и информационной политики Оренбургской области Инна Аверкова.
 
Какие обязательства берет на себя победитель
 
За четыре года «АБС Оренбург» должна выполнить несколько условий:
 
Провести реконструкцию аэропорта Оренбург (аэровокзал площадью не менее 18 тыс. кв. м и пропускной способностью до 1,5 млн человек в год) с суммой инвестиций не менее 3,6 млрд руб.
Модернизировать аэропорт Орск (косметический ремонт аэровокзала и гостиницы, оборудование парковки, ремонт гаражей, инженерных сетей и иных объектов). Выполнить обязательства АО «Аэропорт Оренбург» по мировому соглашению с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) примерно на 200 млн руб., погасить задолженность перед ГТЛК еще более чем на 350 млн руб. с марта 2020 года по июль 2021 года, а также выкупить воздушные суда на 719 млн руб. Разработать единый архитектурный облик аэропорта Оренбург и согласовать его с областным правительством.
 
Маршрутная сеть аэропорта Оренбурга включает полеты в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, юг России и в Анталью. В перечне субсидируемых маршрутов на 2021 год в Оренбург утвержден только один рейс — из Новосибирска. «Расширение перечня субсидируемых маршрутов могло бы способствовать повышению интереса авиакомпаний к аэропорту», — отмечает Юрова. Эксперт предположила, что для нового инвестора развитие аэропорта Оренбурга будет более приоритетным, чем Орска, который достался ему в нагрузку.