РБК. 5 правил инвестиционной привлекательности

Эксперты рассказали РБК + о том, какие факторы стали важнейшими для привлечения инвесторов на фоне пандемии коронавируса.
 
Объем инвестиций - это один из наиболее показательных опережающих индикаторов развития. "Сегодняшние инвестиции завтра дадут рост налогов, рабочих мест и качества жизни", - говорит управляющий директор по проектам развития Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков. Соперничество ведущих в экономическом отношении российских регионов в формировании инвестиционного климата именно поэтому достигает высокого накала, добавляет он.
 
Правило 1. Диктует география
 
Базовым фактором во все времена остается географическое положение конкретного региона, а именно его близость к крупному рынку, расставляет приоритеты директор Центра экономической географии и регионалистики РАНХиГС Степан Земцов: "Это может быть крупная агломерация, как, например, Москва - для Подмосковья и Калужской области, Санкт-Петербург - для Ленинградской, но это может быть и рынок другой крупной страны - скажем, Китая для Приморья".
 
Правило 2. Инфраструктура - по максимуму
 
Наличие развитой инфраструктуры - транспортной, энергетической - второй по важности фактор, продолжает Степан Земцов. Например, ключевым преимуществом может быть наличие морского порта - как в случаях с Калининградской и Ленинградской областями или Краснодарским краем. Региональные власти могут улучшать инфраструктуру: строить скоростные магистрали для снижения времени доступа к портам и экономическим центрам, говорит Степан Земцов.
 
Впрочем, подчеркивает эксперт, важно и наличие инвестиционной инфраструктуры - готовых площадок для запуска проектов. Создание различного рода инвестиционных площадок (ОЭЗ, индустриальные парки, технопарки и т.д.) повышает шансы региона на локализацию инвестиционного проекта, соглашается Виктор Четвериков.
 
Правило 3. Жизнь по нормам
 
Инвестиционный климат с точки зрения норм и правил - это комплексное понятие. Оно включает в себя прежде всего условия жизни в регионе в целом - оцениваются криминогенная обстановка и уровень коррупции."Eсли бизнесмен опасается за свою жизнь, то вряд ли будет рассматривать подобную территорию для инвестиций", - предупреждает Степан Земцов. Нужна также благоприятная институциональная среда - комфортные, работающие и неизменные "правила игры", по которым взаимодействует власть с бизнесом. В идеале эти правила не должны ухудшаться на горизонте реализации инвестиционного проекта, разъясняет Виктор Четвериков.
 
Eще в 2012 году Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов разработало стандарт, который включает 15 лучших инвестиционных практик, используемых регионами, напоминает доцент кафедры государственного и муниципального управления Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Максим Соколов. С 2013 года этот проект обеспечил базовый алгоритм действий органов власти субъектов РФ в части работы с инвесторами и формирования инвестиционного климата. "Однако не у всех регионов есть ресурсы, особенно финансовые и кадровые, которые позволили бы эффективно реализовать рекомендации", - сожалеет эксперт.
 
Правило 4. Нужны кадры
 
В России традиционно трудовая мобильность ниже, чем в развитых странах, говорит Степан Земцов: "В регионах Нечерноземья из-за демографической стагнации найти кадры с каждым годом становится сложнее. При этом в южных регионах и вблизи крупнейших агломераций есть устойчивый миграционный приток".
 
Впрочем, миграция - и внутренняя, и внешняя - во время пандемии снизилась особенно сильно, кадровый дефицит заметно возрос. "Как следствие, для некрупных инвесторов, малых и средних предпринимателей оказалось очень важно, насколько в регионе оцифрованы важные процессы, поскольку люди стремились избегать лишних личных контактов", - подчеркивает Степан Земцов.
 
Правило 5. Адресная забота
 
Многие регионы-лидеры демонстрируют готовность предоставлять инвесторам дополнительные преференции - налоговые льготы, субсидии и т.д. "Но эти действия важны при прочих равных условиях, то есть значимость объективных факторов выше", - считает Степан Земцов.
 
Впрочем, в период пандемии поддержка предпринимателей и инвесторов приобрела особое значение, уверен Виктор Четвериков. "Инвестировать хочется туда, где не бросают в беде", - замечает он, подчеркивая, что новые инвесторы с большей вероятностью придут в регион, где власти активно помогали бизнесу пережить корона- кризис. По мнению эксперта, некоторые региональные антикризисные меры, например налоговые льготы или пониженные ставки по кредитам, которые показали свою эффективность в пандемию, уместно встроить в постоянно действующую систему поддержки бизнеса.
 
***
 
15 лучших инвестиционных практик регионов РФ содержится в стандарте Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов, разработанном в 2012 году
 
***
 
Инновации минус налоги
 
В последние годы серьезных успехов в привлечении инвесторов добивались и сравнительно небольшие страны. Например, Ирландия, отобравшая пальму первенства по привлечению внешних инвестиций у азиатских экономик. В 2018 году Дублин по объему прямых инвестиций обошел Париж, заняв место сразу за Лондоном, а по объему инвестиций в центры исследований и разработок (R&D) стал безусловным лидером в Eвропе. Достижение высокого результата обеспечили нетривиальные факторы - уникальная культура англоязычной страны и самая низкая в EС налоговая нагрузка, приводит пример автор книги Globalizing Innovation Патрик Иган.
 
При этом никакого "ирландского чуда" не было бы, если бы не четкий фокус властей на "инновационных инвестициях", продолжает Иган.
 
В рейтинге лучших стран для вложений по версии американской компании Remote Ventures второе место сейчас занимает Черногория. Наиболее интересные инвестиционные проекты здесь связаны с туризмом, недвижимостью, которые привлекательны в том числе из-за низких налогов на бизнес, если сравнивать с соседними странами. Так, ставка НДС в Черногории - 21%, Словении - 22%, Хорватии - 25%.
 
По данным статистического агентства Monstat, суммарно инвестиции в черногорскую экономику в 2020-2021 годах выросли на 23%, а за последние 14 лет совокупно составили $10 млрд, или почти три годовых бюджета страны.