РБК. Михельсон допустил начало круглогодичной навигации в Арктике к 2024 году

Совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон на встрече с президентом Владимиром Путиным заявил о возможном начале круглогодичной навигации по Северному морскому пути в 2023–2024 годах. Сейчас этот маршрут работает только 8 месяцев в году
 
Совладелец и предправления НОВАТЭКа Леонид Михельсон заявил о планах начать круглогодичную навигацию по Северному морскому пути в Арктике в 2023–2024 годах.
 
«Нам это очень надо, обсуждаем с «Росатомом», с «Росатомфлотом» ледокольным, — в 2023 году, все-таки с 2023 на 2024, выйти уже на круглогодичную [навигацию]», — заявил он на встрече с президентом Владимиром Путиным в понедельник, 17 мая. РБК направил запрос в пресс-службу «Росатома» (оператор СМП).
 
НОВАТЭК, который владеет на Ямале заводом по производству сжиженного природного газа (СПГ) «Ямал СПГ» мощностью 16,5 млн т в год и строит новый завод «Арктик СПГ-2» (19,8 млн т СПГ в год), — один из крупнейших грузоотправителей в Арктике.
 
Михельсон доложил Путину о компромиссе с военными по СПГ-терминалу
 
Традиционно навигация по Севморпути закрывается в ноябре и открывается в июле. Михельсон рассказал Путину, что в 2020 году и январе—феврале 2021 года компания сделала «уникальные рейсы» по этому арктическому маршруту. «Открыли навигацию в мае месяце, и в январе—феврале еще сделали вместе с «Совкомфлотом», с «Росатомом», я считаю, уникальные рейсы», — подчеркнул он, добавив, что этот эксперимент приблизил начало круглогодичной эксплуатации СМП.
 
Основная проблема для начала круглогодичной эксплуатации состоит в необходимости прохождения восточной части маршрута со сложной ледовой обстановкой — толщина льдов там может достигать четырех метров. До конца 2022 года должны быть сданы два ледокола ледового класса «Сибирь» и «Урал», которые помогут сформировать условия для решения этой проблемы, говорил ранее совладелец НОВАТЭКа.
 
Рост производства СПГ на заводах НОВАТЭКа на Ямале требует режима круглогодичной проводки, говорит управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Несмотря на потепление, которое наблюдается в последние годы, проходка газовозов даже ледового класса в зимние периоды чревата опасностями повреждения кораблей, пояснил он. Однако появление новых ледоколов может упростить ситуацию, добавил он.
 
В марте 2018 года Путин в рамках послания к Федеральному собранию поставил задачу сделать СМП «глобальной конкурентной транзитной артерией» и к 2024 году увеличить грузооборот по нему до 80 млн т (на тот момент грузооборот составлял 17 млн т, а по итогам 2020 года вырос до 32 млн т).
 
Длина СМП от Карских ворот до бухты Провидения составляет 5,6 тыс. км, от Санкт-Петербурга до Владивостока — 14 тыс. км, это на 40% короче, чем путь через Суэцкий канал — 24 тыс. км. Но при этом сейчас перевозка по маршруту через Арктику дороже на 30%, чем по Суэцкому каналу.
 
Глава Минтранса Виталий Савельев недавно заявлял, что время прохождения судов по СМП к 2030 году должно сократиться с 14 до десяти дней. «Это возможно, по нашим оценкам, к 2030 году, но для этого на самом деле очень многое нужно сделать, начиная с создания условий для приема судов, кончая созданием специальной спутниковой группировки, которая будет работать над ледовой обстановкой, помогать нашим судам быстрее преодолевать этот участок», — сказал он.
 
 

Рост производства СПГ на заводах НОВАТЭКа на Ямале требует режима круглогодичной проводки, говорит управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Несмотря на потепление, которое наблюдается в последние годы, проходка газовозов даже ледового класса в зимние периоды чревата опасностями повреждения кораблей, пояснил он. Однако появление новых ледоколов может упростить ситуацию, добавил он.
 
В марте 2018 года Путин в рамках послания к Федеральному собранию поставил задачу сделать СМП «глобальной конкурентной транзитной артерией» и к 2024 году увеличить грузооборот по нему до 80 млн т (на тот момент грузооборот составлял 17 млн т, а по итогам 2020 года вырос до 32 млн т).
 
Длина СМП от Карских ворот до бухты Провидения составляет 5,6 тыс. км, от Санкт-Петербурга до Владивостока — 14 тыс. км, это на 40% короче, чем путь через Суэцкий канал — 24 тыс. км. Но при этом сейчас перевозка по маршруту через Арктику дороже на 30%, чем по Суэцкому каналу.
 
Глава Минтранса Виталий Савельев недавно заявлял, что время прохождения судов по СМП к 2030 году должно сократиться с 14 до десяти дней. «Это возможно, по нашим оценкам, к 2030 году, но для этого на самом деле очень многое нужно сделать, начиная с создания условий для приема судов, кончая созданием специальной спутниковой группировки, которая будет работать над ледовой обстановкой, помогать нашим судам быстрее преодолевать этот участок», — сказал он.