Ведомости: «Банк "Россия" выкупит долги Utair у "Траста" с дисконтом в 75%»

"Россия" также может выкупить долги перед ВЭБ.РФ и Сбером
 
Банк "Траст" договорился продать банку "Россия" права требования к авиакомпании Utair по двум синдицированным кредитам на сумму 15,08 млрд руб., рассказал "Ведомостям" источник, знакомый с ходом переговоров по сделке. Долг будет продан за 25% от номинала, то есть за 3,8 млрд рублей. Сделка состоится в ближайшие дни, уточняет собеседник.
 
23 октября "Траст" выставлял свою часть кредита Utair на торги на площадке Российского аукционного дома (РАД) по начальной цене 4,5 млрд руб. (30% от номинала), но претендентов на покупку не нашлось и торги не состоялись, сообщил представитель РАД. Другой источник газеты, близкий к организации этих торгов, подтвердил, что в результате долг перевозчика достанется банку "Россия".
 
В феврале 2020 года президент и председатель правления "Траста" Александр Соколов указывал на отсутствие прогресса в реструктуризации долгов авиакомпании и на планы подготовки альтернативных сценариев решения проблемы.
 
В двух синдицированных кредитах Utair, по которым заложен контрольный пакет акций авиакомпании (50%+1 акция) есть также доли ВЭБ.РФ (1,5 млрд руб.) и Сбера (около 5 млрд руб. по расчетам "Ведомостей"). Сейчас ВЭБ продает свою долю через аукцион по начальной цене 671,4 млн рублей (45% от номинала). Заявки принимаются до 19 декабря, а торги будут проведены утром 30 декабря.
 
Более 70 млрд рублей
 
составляет текущий долг Utair. Кроме задолженности по двум кредитам, выданным в 2015 году синдикатом банков на 15,4 млрд рублей (на 7 лет) и 23,7 млрд руб (на 12 лет), у компании есть кредит в Сбербанке – на 17,4 млрд руб. По всем кредитам уже были допущены дефолты. Так, в июне этого года перевозчик объявил, что отложит выплаты из-за ситуации с COVID-19.
 
Но источники "Ведомостей" сомневаются, что этот аукцион состоится, и предполагают, что долг будет выкуплен напрямую банком "Россия" за 375 млн рублей (25% от номинала). Эта сделка затянется как минимум до конца года – пока не будет завершена процедура публичных торгов, уточняет один из собеседников. Выкупив права требования у двух госбанков, банк "Россия" аккумулирует 83% долга по двум синдицированным кредитам. Весной и летом этого года "Россия" уже выкупила долг на 18,9 млрд руб. у частных банков в составе синдиката, писало издание РБК со ссылкой на источники.
 
Сберу банк "Россия" также предложил выкупить его долю с дисконтом, но Сбер пока не принял решение, говорит источник. Отдельно банк в 2015 г. выдал авиакомпании кредит на 17,4 млрд руб. По нему новые условия платежей также обсуждаются и должны быть согласованы до конца года, говорит источник. Осенью 2019 г. предправления банка Герман Греф говорил, что намерений банкротить компанию у банка нет. Представитель Сбера отказался от комментариев "Ведомостям".
 
Представитель банка "Траст" отказался от комментариев. В ВЭБ.РФ сообщили, что иной формат продажи прав, кроме как в форме объявленного публичного аукциона, сейчас не рассматривается. "Ведомости" направили запрос в банк "Россия", а также внешней коммуникационной службе банка в агентстве "Михайлов и партнеры". Запрос направлен и представителю Utair.
 
Консолидация долга на балансе одного банка дает надежду на его реструктуризацию и выплату в перспективе 10-12 лет, объясняет источник газеты, знакомый с переговорами. "Банк "Россия" верит в Utair. До коронакризиса авиакомпания показывала рост операционных показателей. Без консолидации долга компанию ждало бы банкротство, а значит кредиторы, в том числе "Россия", могли бы рассчитывать в лучшем случае на 3% от номинала долга, даже с учетом залоговой массы", – объясняет собеседник.
 
"Россия" рассчитывает скорее вернуть деньги, нежели банкротить авиакомпанию, получить акции и развивать перевозчика самостоятельно, соглашается аналитик "ВТБ Капитала" Елена Сахнова. "У "России", вполне вероятно, есть договоренность с акционерами авиакомпании, по которой банк собирает долги, и в дальнейшем проводит реструктуризацию. Это призвано снизить долговую нагрузку, без чего компания в тяжелой для отрасли ситуации просто не выживет. Гораздо проще договориться с одним кредитором", – говорит Сахнова.
 
"Россия" видит себя стратегическим партнером авиакомпании, соглашается гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. "У перевозчика есть шансы с минимальными потерями пройти процедуру финансового оздоровления, у него появляются перспективы развития, учитывая поддержку "России" и возможную поддержку со стороны "Сургутнефтегаза", который являлся акционером компании и который заинтересован в том, чтобы ситуация нормализовалась", – сказал аналитик, напомнив, что структуры "Сургутнефтегаза" были учредителями основного акционера Utair – компании "АК-инвест" (ей принадлежит 50,1% перевозчика). "Сургутнефтегаз" также ранее входил в структуру собственников банка "Россия". Ханты-Мансийский автономный округ владеет еще 38,8% бумаг Utair, Тюменская область – 8,4%.
 
По итогам 10 месяцев 2020 г. Utair занимает шестое место по объему перевезенных пассажиров среди российских авиакомпаний, сократив перевозки на 41%, до 3,9 млн человек. При этом аналитик рейтинговой службы Национального рейтингового агентства (НРА) Алла Юрова считает, что Utair в ходе пандемии потеряла больше пассажиров, чем другие крупнейшие авиакомпании России со схожей структурой перевозок. За те же 10 месяцев трафик "Победы" снизился на 14%, авиакомпании Smartavia – на 13%.
 
Источник: Ведомости