Железнодорожные перевозки: «ковидный» недогруз

Национальное Рейтинговое Агентство (НРА) подготовило аналитический обзор «Железнодорожные перевозки: «ковидный» недогруз».

Основные тезисы и выводы:

  • Спад экономики, вызванный введением мер по борьбе с распространением COVID-19, усилил негативный тренд в объемах железнодорожных грузоперевозок. Влияние COVID-19, выраженное сокращением деловой активности, падением спроса и сохранением негативной мировой ценовой конъюнктуры на основные виды экспортируемой из РФ продукции, в совокупности стоило грузоперевозкам порядка 26 млн тонн грузов за девять месяцев 2020 года;
  • По итогам 2020 года сокращение погрузки может составить примерно 2,8%. В 2021 году показатель может вырасти на 2,6% к предыдущему периоду и практически достигнуть уровня 2019 года. Восстановление перевозок до «доковидного» уровня вероятно в 2022 году;
  • Спад перевозок вызвал двукратное сокращение арендной ставки на полувагоны и снижение эффективности функционирования сети РЖД.  Время оборота грузового вагона в I полугодии 2020 года выросло на 11% к аналогичному уровню 2019 года на фоне увеличения количества простаивающих вагонов на путях в полтора раза;  
  • Финансовое состояние грузовых операторов остается стабильным, несмотря на ухудшение финансовых результатов. У финансово прозрачных операторов показатель EBITDA сократился в диапазоне от 15% до 43% к уровню за первое полугодие 2019 года, рентабельность по EBITDA уменьшилась на 2–14 п.п. По итогам 2020 года этот показатель может снизиться почти на четверть, рентабельность по EBITDA — в среднем на 6 п.п. Долговая нагрузка в среднем может вырасти почти наполовину, с 0,9 общего долга к показателю EBITDA на конец 2019 года до 1,3;
  • Пассажирские перевозки железнодорожным транспортом по итогам 2020 года могут снизиться до десятилетнего минимума. В следующем году даже при условии отсутствия ограничений на передвижения пассажиропоток не восстановится до уровня 2019 года и может оказаться меньше «доковидного» показателя на 2%. Восстановление пассажиропотока будет сдерживаться психологическими факторами (опасениями по поводу безопасности путешествий), снижением реальных располагаемых доходов населения, усилившейся ценовой конкуренцией с авиатранспортом. Сохранение ограничений на трансграничные перемещения также будет негативно сказываться на темпах восстановления популярных туристических направлений.