«Национальное Рейтинговое Агентство» обновило рейтинг кредитоспособности регионов по итогам первого полугодия 2009 года.

Рейтинг кредитоспособности регионов по итогам первого полугодия 2009 года.

Методология рейтинга кредитоспособности регионов России.

Текущее состояние и динамика изменения экономических показателей регионов выпустивших долговые обязательства.

На фоне возрастающего числа дефолтов на рынке корпоративных облигаций, более привлекательно выглядит сектор государственных субфедеральных облигаций. На сегодняшний день не зарегистрировано случаев неисполнения обязательств по долговым обязательствам региональных правительств. Определенные трудности испытывают крупнейшие игроки на рынке долгового капитала – Правительство города Москвы и Правительство Московской области. Городу Москве удается успешно проводить программу рефинансирования существующих обязательств за счет размещения новых облигационных займов. Правительству Московской области пришлось прибегнуть к кредитам со стороны Министерства Финансов России. На кредитоспособность Московской области оказывает негативное влияние неисполнение обязательств эмитентами, юридически связанными с Правительством Московской области и рассчитывающими на бюджетную поддержку. В качестве примера можно привести дефолты по облигациям Московского областного ипотечного агентства.

Основная проблема при определении кредитоспособности регионов состоит в количественной оценки ключевых макроэкономических показателей регионов, так как статистические данные по регионам публикуются или раскрываются с большим опозданием. Зачастую такое отставание составляет один – два года. Национальное Рейтинговое Агентство оценивает кредитоспособность регионов России на основании комплекса показателей различного рода. Большое значение имеют факторы долговой нагрузки, состояния бюджетной системы региона, соотношения доходов и расходов, динамика промышленного производства, инвестиций, характеристики валового регионального продукта и внешнеэкономической деятельности, качества жизни населения региона. По результатам последнего мониторинга были изменены рейтинги кредитоспособности 13 регионов России. Двум регионам – республике Башкортостан и Новосибирской области рейтинг был изменен в сторону повышения. 11 субъектам Российской Федерации рейтинг кредитоспособности был понижен – республикам Калмыкия, Коми и Чувашия, Краснодарскому краю, Липецкой, Московской, Нижегородской, Пензенской, Самарской, Ярославской и Томской областям. 6 регионам рейтинг кредитоспособности Национального Рейтингового Агентства был присвоен впервые – Белгородской, Ивановской, Калужской, Тверской, Курганской областям, а также республике Удмуртия. Указанные регионы имеют обращающиеся на рынке облигационные займы.

Несмотря на наметившийся спад в экономике России, выражающийся в падении общеэкономической активности, снижении поступательной динамики промышленного производства и инвестиций, и как следствие, падения уровня доходов региональных бюджетов, региональным органам власти удается удерживать финансовую ситуацию в субъектах федерации на стабильном уровне.

Разнонаправленная динамика характеризует ситуацию относительно уровня долга и долговой нагрузки в региональных субъектах. В сложных экономических условиях одни регионы стремятся полностью снять с себя бремя долга и платежей по нему, погашая долговые обязательства, в то время как другие регионы финансируют исполнение обязательств по текущим займам за счет выпуска новых. Наибольшие объемы долговой нагрузки относительно валового регионального продукта характерны для Московской области, Костромской области, Якутии, Калмыкии, Чувашии, Ярославской области (более 4%). Относительно динамики абсолютного показателя долговой нагрузки в годовом разрезе лидируют Калужская область и город Москва (значение долга выросло более чем в два раза). Существенное сокращение долга отмечено в городе Санкт-Петербург, Ямало-Ненецком АО, Новосибирской области, республике Башкортостан, Ханты-Мансийском АО (более чем в два раза).

По итогам исполнения консолидированных бюджетов регионов в 2008 году, максимальный дефицит бюджетов отмечался в городах Москва и Санкт-Петербург, в Московской области. Тот же показатель относительно доходов региона был наибольшим в Московской, Томской и Ярославской областях, а также в Чувашии (более 5%). Наибольшее превышение доходов бюджета над расходами (профицит) было отмечено в таких регионах как республика Башкортостан и Ямало-Ненецкий АО.

В целом Национальное Рейтинговое Агентство позитивно оценивает перспективы кредитоспособности регионов в краткосрочном периоде (прежде всего по причине практически гарантированной поддержки со стороны федерального правительства), а также достаточно высоко оценивает кредитное качество субфедеральных облигаций.