Рейтинги и рэнкинги профессиональных участников фондового рынка НАУФОР.

Пока продолжается бесконечный спор на тему улучшения инвестиционного климата в России, фондовый рынок живет своей жизнью, подчиняясь внутренним законам развития. На текущем этапе среди профессиональных участников фондового рынка выделяются кредитные и некредитные организации. И если для большинства кредитных организаций операции на фондовом рынке являются дополнением к тому значительному перечню услуг, которые предлагаются клиентам на финансовом рынке, то для большинства финансовых компаний (некредитных организаций) эта деятельность составляет основу бизнеса.


Одним из направлений деятельности Национальной Ассоциации Участников Фондового Рынка является развитие проекта "Рейтинги и рэнкинги НАУФОР". Еще раз необходимо отметить, что среди профессиональных участников фондового рынка наиболее ярко выделяются кредитные организации и инвестиционные компании. Относительно кредитных организаций необходимо отметить, что в настоящее время создана рабочая группа, которая примет участие в разработке методики составления рейтинга кредитных организаций. Рейтинг кредитных организаций будет иметь особенность, отличающую его от существующих рейтингов кредитных организаций. Этот рейтинг будет характеризовать деятельность кредитной организации, как профессионального участника фондового рынка. Будут созданы и поддерживаться рэнкинги кредитных организаций, которые отражают сущность операций кредитных организаций на биржевом и внебиржевом фондовом рынке. Аналогией являются рэнкинги некредитных организаций, которые в настоящий момент существуют в виде готового продукта НАУФОР.


Мы же, подробнее, остановимся на рейтингах и рэнкингах некредитных организаций. Существующие в настоящее время рэнкинги некредитных организаций представляют собой ранжирование инвестиционных компаний по некоторым финансовым показателям характеризующим их текущую деятельность. Данные рэнкинги несут в себе определенную значительную смысловую нагрузку. Они являются информационной составляющей проекта, которая существует для формирования представления о положении той или иной компании относительно других профучастников на конкретном сегменте фондового рынка по объему операций. Наряду с местом компании в общем, объеме операций на фондовом рынке и в операциях с каждым видом ценных бумаг и долговых обязательств, существует и часть рэнкинга, посвященная укрупненным финансовым показателям. В число таких показателей входят "активы" компании, "собственный капитал", "прибыль".


Расчет финансовых показателей был проведен на основе ежеквартальных отчетов, предоставляемых всеми профессиональными участниками фондового рынка в соответствии с Положением "О предоставлении отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющих брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по доверительному управлению ценными бумагами", утвержденным постановлением ФКЦБ России от 6 ноября 1998г. № 45.


Показатель "обороты с ценными бумагами" рассчитывается как сумма всех сделок, заключенных профучастником на биржевом и внебиржевом рынках за исследуемый период. Он характеризует доверие со стороны клиентов и партнеров, масштаб бизнеса компании, степень влияния на фондовый рынок. Этот показатель является косвенной характеристикой деловой активности компании на фондовом рынке.


Под прибылью понимается чистая прибыль, равная значению строки 190 отчета о прибылях и убытках, характеризует способность вести рентабельный бизнес.


Собственный капитал (СК), которые профессиональные участники рассчитывают в соответствие с методикой, утвержденной постановлением ФКЦБ России от 15 августа 2000 г. № 8 "Об утверждении Методики расчета собственных средств профессиональными участниками рынка ценных бумаг", характеризует размер реально имеющихся в наличии собственных средств. По сути СК является "приведенным" экономическим показателем, всесторонне характеризующим надежность компании.


Под величиной активов понимается валюта баланса, т.е. значение строки 300 бухгалтерского баланса. Активы являются отражением источников фондирования, как собственных (капитала), так и заемных - средств клиентов. Показатель "Активы" показывает, каким совокупным объемом денежных средств управляет компания по состоянию на отчетную дату согласно российской отчетности. При этом не все активы компании и источники фондирования находят свое отражение в российском балансе компании.


Последнее утверждение относится и к другим финансовым показателям. Дело в том, что в большинстве случаев значительная часть бизнеса инвестиционных компании лежит вне пределов ее российской финансовой отчетности.


Итак, рэнкинги не дают представления о надежности некредитных организаций. Поэтому закономерным продолжением развития методологии оценки надежности некредитных организаций явился рейтинг надежности некредитных организаций.


Рейтинг создавался с целью получения представления о надежности некредитных организаций профессиональных участников фондового рынка. Рейтинг существует уже не первый год и является своеобразным ориентиром для инвестиционных компаний и их клиентов. Пользователями нашего рейтинга являются и кредитные организации.


Какова же идеология рейтинга. По существу рейтинг включает в себя как дистанционный анализ, так и элементы аудита. Рейтинг компании присваивается на основе методики, которая состоит из двух частей "Технической" и "Аналитической".


В первой части ("Технической") учитываются основные количественные показатели и коэффициенты, характеризующие деятельность компании за последний год и динамика этих показателей за 2 года. Наряду с этим анализируется динамика структуры агрегированного баланса компании за 2 года. Источником информации является ежеквартальная отчетность профучастников перед ФКЦБ. В случаях предоставления по группе компаний комбинированной, заверенной аудитором отчетности по стандартам МСФО, показатели перечитываются. Акцент делается именно на отчетность МСФО, так как только она дает полное представление о капитализации, структуре вложений, активах, размере прибыли и т.д. по компании или Группе. К сожалению, международная отчетность у инвестиционных компаний скорее исключение, чем правило. Не каждая компания может себе позволить такую роскошь. При этом прямая зависимость между наличием международной отчетности и надежностью компании не установлена. Скорее это дополнительное свидетельство открытости компании. Техническая часть включает два блока.


Первый блок "Масштабы бизнеса". Сюда входит оценка:


1. Среднемесячной величины оборотов. - Указанный показатель оценивается как в абсолютном измерении, так и по доле занимаемой по сегментам в разрезе по видам бумаг.
2. Величина собственного капитала (по методике ФКЦБ).
3. Валюта баланса (строка 300 баланса)
4. Чистая прибыль (строка 190 ОПиУ, приведенная к среднемесячному значению).
Анализируется не только статика, но и динамика этих четырех показателей.


Второй блок "Эффективность и надежность операций". Сюда входит оценка расчетных значений коэффициентов:


1. Безопасность торговли (Доля в общих оборотах сделок с бумагами, допущенными к торгам)
2. Достаточность капитала (СК по методике ФКЦБ / Активы-нетто)
3. Ликвидности. Текущей (Текущие активы/Текущие пассивы, стр. (290-210-230-220)/стр.690) и моментной (денежные средства к обязательствам).
4. Доходность. Активов (Чистая прибыль / Валюта баланса) и капитала (Чистая прибыль / Капитал). Чистая прибыль в данном случае приводится к годовому значению.
и д.р.


Анализируется динамика этих четырех показателей. Наряду с этим принимается во внимание структура дебиторской и кредиторской задолженности по срокам востребования, структура собственного торгового портфеля компании и д.р.


Во второй части ("Аналитической") анализируется информация не входящая в квартальную отчетность и предоставляемая при индивидуальной встрече с компанией. 2-я часть включает в себя 3 основных блока:


1. БЛОК ("Общей информации"). Оценивается структура схема бизнеса компании, раскрывается информация о ее владельцах, топ менеджменте, функциональной структуре, учитывается продолжительность работы компании на рынке, наличие необходимых лицензий, участие в СРО, деловая репутация, наличие автоматизированных систем учета, в каких банках открыты расчетные счета и кредитные линии, кто проводит аудит финансовой отчетности компании и предоставляется ли отчетность по международным стандартам. и др.
2. БЛОК ("Управления рисками"). В этом блоке оценивается качество управления рисками в компании. Оценивается, с какими рисками компания сталкивается в своей работе и как организован процесс управления рисками. В расчет принимается: наличие внутренних регламентов по управлению рисками, виды рисков, которые контролируются в процессе работы, количество сотрудников отвечающих за риски, опыт их работы в области управления рисками, наличие автоматизированных систем по управлению рисками и их качественные характеристики, наличие собственных разработок в области управления рисками. Оценивается наличие технического обеспечения маржин-трейдинга и его качество. Участие в компенсационных и иных фондах, участие в программе страхования профессиональной ответственности и д.р.
3. БЛОК ("Диверсификации бизнеса"). Оценивается, насколько диверсифицирован бизнес компании по направлениям деятельности, географическая диверсификация, диверсификация клиентской базы, диверсификация по финансовым инструментам и биржевым площадкам. Оцениваются конкретные достижения компании на различных направлениях деятельности, а также перспективы развития компании и др. .


Наряду с этим существует система отсечек, которая представляет собой систему дополнительных требований к ключевым параметрам деятельности компании. Вот некоторые из них.


1. Компания, претендующая на присвоение индивидуального рейтинга "ААА" должна иметь построенную систему управления рисками с методологической базой, диверсифицированную структуру бизнеса и д.р.
2. Для присвоения любого кредитного рейтинга (минимум для "BВВ") собственный капитал компании должен быть равен или превышать нормативные требования ФКЦБ на отчетную дату.
3. Для присвоения рейтинга A собственный капитал компании не может быть ниже $500 тыс. долларов США (для ААА не ниже 2 млн. долларов США)
4. Для присвоения рейтинга компании минимум А компания не должна иметь убытков.
5. Прозрачность и достоверность информации. По итогам встречи дается заключение о степени открытости информации. Применяется следующая градация:


Удовлетворены объемом и качеством предоставленной информации. Компания достаточно открыта и прозрачна (Минимум для A)
Объем предоставленной информации достаточен. Однако некоторые вопросы не были до конца раскрыты при личной встрече (Для ВВВ)
Объем предоставленной информации недостаточен. При личной встрече большинство вопросов осталось не раскрытыми (Для B)


Существуют и другие требования предъявляемые к компаниям. Разумеется, не вся информация, используемая в аналитической части доступна при дистанционном анализе. Поэтому для повышения прозрачности и был создан индивидуальный рейтинг. Компания, проходящая индивидуальный рейтинг получает возможность повысить или подтвердить свой рейтинг. В настоящий момент индивидуальный рейтинг прошли около 50-ка инвестиционных компаний. Большинство из них составляют категории ААА, АА, А.


Существует и ряд проблем, с которыми мы сталкиваемся при формировании рейтинга. Главная из них, отсутствие прозрачности, как в финансовой отчетности, так и в деятельности компании, которой присваивается индивидуальный рейтинг. Но нам кажется, что эти проблемы разрешимы, и большая часть участников осознает эту проблему и делает встречные шаги.