В 2009 году банкам лучше «законсервировать» бизнес – комментарий В. Четверикова для рубрики Pro&Contra журнала «Банковское обозрение», №1 (116) январь 2009 г

PRO
Виктор Шпрингель,
вице-президент Московского банка реконструкции
и развития

- Думаю, на первое полугодие 2009 года основная стратегия для банка —
консервация деятельности, фиксация кредитных портфелей на некотором уровне и
накапливание ликвидности. Если говорить о структуре активных операций, то в
нынешних условиях нестабильности финансового рынка и прогнозируемого роста
инфляции лучше сосредотачиваться на коротких операциях с населением и бизнесом,
потребительских кредитах и кредитах МСБ на срок максимум в один-два года и
оборотных кредитах для предприятий. Ситуация также будет подстегивать банки
уходить во взаимоотношениях с клиентами из рубля в валюту.

CONTRA
Александр Тютюнник,
партнер КПМГ в России и СНГ, руководитель
группы предоставления услуг для финансового сектора

- Категорически не согласен. Сегодняшний кризис — явление уникальное и
принципиально отличающееся от кризисных ситуаций, которые происходили ранее.
Банки переживают непростые времена: проблемы с ликвидностью, отток клиентских
денег, потери на рынке ценных бумаг, рост невозвратов по розничным и
корпоративным кредитам. Но именно в этой ситуации, «законсервировать» бизнес
просто невозможно. Это будет не «консервация», а отказ от борьбы, демонстрация
неспособности к действиям и добровольная сдача позиций конкурентам.

Даже если представить, что «замораживание» с последующим воскрешением в виде
такого же успешного банка и было бы возможно, все равно такой подход
неэффективен. Ситуация настолько быстро меняется, что для того, чтобы выйти из
кризиса, банку необходимо находиться внутри среды в активном состоянии.
Кредитовать компании, получать убытки, видеть реальные и надуманные риски, чтобы
научиться ими управлять. К тому же команда любого банка деморализуется в
ситуации бездействия.

АРБИТР
Виктор Четвериков,
генеральный директор Национального
Рейтингового Агентства

- Обе позиции можно понять. Для банка важна ликвидность и не только в период
кризиса. Однако поддерживать ее нужно не за счет сворачивания программ
кредитования. Население и предприятия должны получать кредиты, полноценно
пользоваться другими банковскими услугами. Нужно прийти к разумному решению:
банк должен заботиться о своих клиентах, а «консервация» может привести к
существенным потерям клиентской базы. А привлечь новых клиентов в условиях
такого депрессивного рынка банкам будет очень сложно.

В случае с кредитованием реального сектора тоже есть свои сложности. Банкам
нужно оценивать кредитоспособность не только самого предприятия, но и всю
цепочку его поставщиков и клиентов. Это сложно. Поэтому банки перестраховываются
и вообще не кредитуют никого. Здесь нужно помнить, что всегда найдутся желающие
заработать на кризисе: например, развернуть масштабную кредитную программу и в
итоге получить клиентов, которые ушли из банков, свернувших свою деятельность на
время кризиса. Сегодня некоторые банки хоть и тщательно скрывают это, но уже
вступили в зону «заморозки». Делают они это в надежде сохранить банк хотя бы как
юрлицо с известным именем на рынке и банковской лицензией.

Как правило, решение о «консервации» бизнеса чаще всего принимает не
менеджмент или комитет по оценке рисков. Это позиция акционеров банка, которые
приостанавливают любые проекты и выдачу кредитов. На мой взгляд, однозначного
ответа на вопрос, стоит ли банку «законсервировать» свой бизнес в 2009 году,
нет. У всех банков разные ситуации. Конечно, более уверенно чувствуют себя банки
первого и второго круга. В самом тяжелом положении находятся сегодня
региональные банки. Хотелось бы, чтобы из кризиса вышло больше победителей и не
произошло тотальной «консервации» всей банковской системы.

Ссылка на источник: Банковское обозрение, №1 (116), январь 2009 г.