"Рейтинговое агентство брокеров Соорудила НАУФОР", Ведомости, 12 апреля 2004

Севастьян Козицын


Аналитическое управление НАУФОР превратилось в рейтинговое агентство, клиентами которого будут не только члены фондового профсоюза. Брокеры не исключают, что независимость придаст вес рейтингам РА "НАУФОР".


В конце марта Национальная ассоциация участников фондового рынка решила выделить свое аналитическое управление в самостоятельное рейтинговое агентство. Директор нового агентства - РА "НАУФОР" - Виктор Четвериков говорит, что деятельность управления, которым он руководил, давно вышла за рамки деятельности самой ассоциации. "Рейтинговые оценки присваиваются уже не только членам НАУФОР, а число компаний, заинтересованных в индивидуальных рейтингах и присутствии в рэнкингах, неуклонно растет", - отметил он.


Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) создана в 1995 г. В ассоциации около 500 членов, а ее филиалы находятся в 16 регионах России. Аналитическое управление НАУФОР составляет рэнкинги инвестиционных компаний и присваивает им индивидуальные рейтинги надежности. Кроме того, НАУФОР составляет рэнкинги банков профучастников фондового рынка и небанковских кредитных организаций, в 2002 г. появился рэнкинг управляющих компаний, а в 2003 г. их рейтинг.


На первых порах новых продуктов у РА "НАУФОР" не будет, но расширится список исследуемых компаний. Четвериков уверен, что тогда и рэнкинг будет давать более полную картину рынка. "Надеюсь, это повысит прозрачность российского рынка", - отмечает он. Пока участие в рэнкингах будет бесплатным, а аналитические продукты агентства доступны всем желающим.


Позже агентство расширит продуктовый ряд и сделает некоторые услуги платными. "Мы намерены создать полноценное, независимое рейтинговое агентство", - уверяет Четвериков.


Участники рынка идею создания нового агентства оценили. Трейдер "Тройки Диалог" Алексей Долгих считает, что независимость может придать рейтингам РА "НАУФОР" больший вес. Директор департамента развития "Атона" Александр Свинцов отмечает, что брокеры всегда прислушивались к мнению экспертов ассоциации. Именно рейтинги надежности НАУФОР стали одним из ориентиров для Московской межбанковской валютной биржи, недавно пригласившей брокеров стать акционерами ее дочерней торговой площадки. "Рейтинги НАУФОР - один из немногих критериев оценки российских инвестбанков", - отметил гендиректор ММВБ Александр Потемкин. "Пока только НАУФОР и упраздненная ФКЦБ предоставляли рэнкинги российских инвесткомпаний", - отмечает Свинцов. Представители рейтинговых агентств пока осторожно оценивают инициативу ассоциации. Аналитический директор по России Standard & Poor`s Алексей Новиков отметил, что появление нового агентства повысит конкуренцию и должно привести к росту качества у слуг. Профучастники, не входящие в НАУФОР, настроены скептически. "Особого интереса войти в рэнкинги НАУФОР у нас нет, - говорит вице-президент банка "Держава" Александр Ушаков. - Мы не ритейловый банк, и пользы от индивидуального рейтинга надежности сегодня я не вижу". Ушаков напоминает, что многие профучастники фондового рынка с высокими рейтингами надежности не смогли преодолеть кризис августа 1998 г.