«Банки расставили по активности», «BUSINESS & FM» №99 (822) 03 июня 2008.

Национальное Рейтинговое Агентство (НРА) подготовило рэнкинг деловой активности российских банков, позволяющий оценить оперативную активность кредитных организаций. В лидерах «дочки» иностранных кредитных организаций, кэптивные банки и банки с большими объемами клиринговых операций. Итоговое место в рэнкинге, отмечают эксперты, в первую очередь демонстрирует способность банка привлекать экономически активных клиентов. Рэнкинг подготовлен по итогам I квартала 2008 года.


Как рассказал B&FM гендиректор НРА Виктор Четвериков, показатель деловой активности — это отношение совокупного оборота банка по всем бухгалтерским счетам к его «активам нетто». «Этот коэффициент отражает операционную и спекулятивную активность банка: в абсолютных цифрах объем активов может быть совсем небольшим, а показатель деловой активности при этом превышает аналогичные показатели крупнейших банков»,— говорит Четвериков.
В группу лидеров попали банки, которые в традиционных рэнкингах по размеру активов и капитала занимают скромные позиции в конце первой—начале второй сотни. Это в основном «дочки» иностранных банков и российские кэптивные банки. Первое место досталось аффилированному с Объединенной металлургической компанией Металлинвестбанку (коэффициент деловой активности — 176,9), второе и третье — банку «Кредит Свисс» (163,7) и Стандарт банку (146,8) соответственно.


Расстановку сил в рэнкинге эксперты объясняют тем, что самые высокие показатели активности — у «дочек» иностранных банков, которые специализируются на клиринговых, спекулятивных и корреспондентских расчетах («Кредит Свисс», Стандарт банк, Дрезднер банк, «Натиксис»). То же самое касается и кэптивных банков с крупными клиентами и значительными расчетными операциями и банков с большими объемами клиринговых операций («Глобэкс», Собинбанк, «Славянский», Интерпромбанк, Металлинвестбанк, Ланта-банк). Низкий коэффициент деловой активности чаще всего свидетельствует о преобладании длинных счетов в структуре активов и пассивов банка. Впрочем, по мнению аналитика ФК «Уралсиб» Леонида Слипченко, этот показатель характеризует экономическую активность скорее не самого банка, а его клиентов: «Таким образом, сам по себе коэффициент деловой активности показывает способность привлекать экономически активных клиентов».


Екатерина Гуркина.
 «BUSINESS & FM».