На развитие рынка страхования российских предметов искусства, выставляемых за рубежом, в последние годы повлияло сразу два события: пандемия COVID-19, полностью остановившая зарубежные выставки в 2020–2021 годах, и начало СВО в 2022 году — последовавшие санкции, проблемы с платежами, отказ западных страховщиков работать с российскими компаниями и галереями и сбои в логистике фактически парализовали международный обмен. Однако, несмотря на минимальное количество сделок, их объем по-прежнему исчисляется миллиардами рублей. А страхование ведется по тем же правилам — «от всех рисков».
Таким образом, зарубежная выставочная деятельность российских музеев попала под ограничения как со стороны законодательных органов России, так и из-за сложностей по обеспечению гарантий о возврате со стороны принимающей стороны. Это ускорило поворот к внутреннему рынку и точечным выставкам в дружественных странах. Например, осенью 2023 года в Дворцовом музее (Пекин, КНР) проходила выставка «Мир чая», для которой Государственный Эрмитаж предоставил 21 экспонат из своего собрания — по расчетам Национального рейтингового агентства (НРА), 3,78% всех представленных экспонатов из 30 музеев Китая и других стран, отмечает старший директор рейтингов финансовых институтов рейтинговой службы НРА Айназ Хайруллина.
Однако снижение количества заключенных договоров не означает полного исчезновения рынка, успокаивает Айназ Хайруллина. По оценкам НРА, его объем сейчас составляет примерно 5–10 млрд руб. Этот показатель сопоставим с докризисным уровнем, но во многом лишь потому, что оставшиеся сделки касаются особенно дорогостоящих экспонатов, где страховая сумма исчисляется миллиардами.
Подробнее читайте в Коммерсанте.