В отрасли ждут снижения маржинальности.
Российский автолизинг в первом квартале продолжил рост – на 15-20% в натуральном выражении. Однако и эксперты, и участники рынка отмечают его высокую волатильность. Лизинговые компании ожидают снижения маржинальности на фоне дальнейшего подорожания машин, сокращения господдержки и отсутствия ясности параметров старения китайской техники.
По итогам первого квартала 2024 года прирост нового лизингового автобизнеса составил 15-20% в натуральном выражении, до 283-300 тыс. единиц техники, следует из исследования НРА, с которым ознакомился «Ъ». Стимулировать автолизинг легкового транспорта в текущем и последующих годах по-прежнему будут каршеринг и такси, полагают эксперты агентства.
Однако именно акцент на сегменте автомобилей делает рост рынка неустойчивым ввиду высокой волатильности сегмента, предостерегают авторы исследования. «Наблюдаемое удлинение сроков лизинговых договоров (см. «Ъ» от 2 мая) при условии, что структура рынка не меняется, повышает риски ликвидности как техники, так и самих лизинговых компаний. Дополнительные бизнес-риски связаны с приходом новых поставщиков оборудования и транспорта»,– поясняют в НРА.
По итогам 2024 года НРА ожидает совокупный рост нового бизнеса российского лизинга в натуральном выражении на 10-15% (до 700 тыс. единиц техники), а в денежном выражении на 20-25% (до 4,3-4,5 трлн руб.). Лизинговый портфель на конец 2024 года превысит 13,5 трлн руб. Рост объемов продолжит происходить за счет автолизинга и спецтехники, в то время как в секторе лизинга промышленного оборудования ожидается стагнация. В первом квартале объем нового бизнеса в сегменте спецтехники сократился на 30%, но эксперты связывают это с сезонностью.
«Конкуренция среди участников рынка приводит к снижению маржинальности, увеличению риска на клиента, а также сокращению размера аванса в сегменте автолизинга до 0%. Нулевые авансы могут отрицательно влиять на кредитное качество лизинговых портфелей, привлечь более рискованных клиентов,– отмечает директор рейтингов финансовых компаний НРА Анна Кудринская.– В то же время нулевой аванс – это инструмент привлечения новых клиентов, расширения лизингового портфеля».
В условиях дефицита на авторынке лизингодатели могли похвастаться хорошей маржой, но сейчас, на фоне «приближения к стабилизации и полных складов”, доходность уже не столь высока, добавляет директор группы по обслуживанию компаний автомобильной промышленности компании ДРТ Александр Васильев. Дополнительное давление на сегмент будет оказывать и исключение легковых и легких коммерческих автомобилей из программы господдержки автолизинга (см. «Ъ» от 27 февраля). Все это может привести к дальнейшему снижению маржинальности лизинговых компаний на 3-5% по сравнению 2023 годом, говорится в исследовании НРА.
Подробнее в Коммерсантъ.