Микрофинансовые компании
ПечатьРейтинг надежности МФО / Микрофинансовых (микрокредитных) компаний (производный / некредитный рейтинг) является мнением Агентства об устойчивости бизнес-модели и рыночных позиций компании в рамках одной отрасли, в чем и заключается отличие рейтингов надежности и кредитных рейтингов. Рейтинг отражает мнение агентства о способности рейтингуемого лица исполнять свои финансовые обязательства перед клиентами, контрагентами и кредиторами, а также мнение о качестве услуг компании и качестве действующей в ней системы риск-менеджмента.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрофинансовой организацией (МФО) является юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, товарищества или хозяйственного общества. Такая организация может осуществлять микрофинансовую деятельность только после внесения сведений о себе в государственный реестр МФО, и является объектом регулирования со стороны Банка России. Статус микрофинансовой организации дает право предоставлять заемщикам микрозаймы на сумму, не превышающую 1 млн рублей. МФО могут выдавать такие займы субъектам малого бизнеса, индивидуальным предпринимателям и гражданам.
Разделение МФО на микрофинансовые компании (МФК) и микрокредитные компании (МКК) предусмотрено поправками к Федеральному закону «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», которые вступили в силу 29 марта 2016 года. Статус микрофинансовой компании могут получить МФО, располагающие собственным капиталом в размере не менее 70 млн рублей и представившие в Банк России необходимые для получения статуса МФК документы.
Агентство проводит регулярный мониторинг надежности МФО, процедура пересмотра рейтинга проводится не реже 1 раза в год.
Рейтинговая шкала для оценки надежности микрофинансовых компаний
Для проведения комплексного и максимально полного финансового и качественного анализа Агентством запрашивается отчетность и финансовая информация МФО, включая Анкету по форме Агентства; корпоративная информация и данные о системе риск-менеджмента; а также дополнительные расшифровки к отчетам компании, включая в том числе отчет о движении денежный средств, винтажный анализ, отчет о резервировании средств по займам. В анализе также используется маркетинговая и иная информация компании (в т.ч. годовые отчеты, рекламные материалы, презентации, эмиссионные документы и презентации для инвесторов / кредиторов, стратегия развития, планы и прогнозные показатели).
При присвоении рейтинговой оценки Агентство учитывает уровень информационной прозрачности компании, полноту и достоверность предоставленной для анализа информации. Низкая информационная прозрачность, недостоверность или неактуальность предоставляемой Агентству информации может привести к снижению рейтинговой оценки.
В основе методологии лежит балльная (скоринговая) система. Анализ показателей рейтинговой модели и балл рейтинговой модели лежат в основе решения о присвоении рейтинга надежности МФО.
Балл рейтинговой модели определяется на основе анализа исходной информации, включая экспертную оценку качественных параметров и скоринговую оценку количественных показателей рейтинговой модели.
Модель включает следующие Блоки показателей:
Блок | Наименование | Вес блока |
Блок 1 | Блок финансового анализа | 35,00% |
Блок 2 | Блок качественного анализа | 65,00% |
Штрафы и бонусы | Полнота раскрытия информации | -10,00% |
Штрафы и бонусы | Реализация событий, влияющих на уровень репутационного риска компании | -10,00% |
В рамках финансового анализа модель учитывает следующие показатели:
- Динамика активов, их диверсификация и качество.
- Капитал, его динамика, выполнение норматива НМО1.
- Ликвидность, соблюдение норматива НМО2, сбалансированность активов и пассивов по срокам, возможности МФО по привлечению ликвидности, а также меры, принимаемые с целью предотвращения разрыва ликвидности.
- Ресурсная база, диверсификация по источникам фондирования.
- Доходность и рентабельность.
Качественный анализ учитывает следующие критерии:
- Репутацию собственников МФО и их влияние на развитие компании.
- Репутацию аудитора, качество и стандарты отчетности организации, в том числе наличие отчетности по МСФО.
- Стратегию развития, ее исполнение и четкость заявленных планов.
- Репутацию руководства, квалификацию персонала и уровень корпоративного управления.
- Уровень автоматизации, технологии и программные комплексы, используемые МФО в ее текущей профессиональной деятельности.
- Набор продуктов и услуг, которые предлагают МФО, специфику деятельности и перспективы развития клиентской базы.
- Географию присутствия, широту и диверсификацию филиальной и агентской сети, эффективность работы сети продаж.
- Качество системы управления рисками.
Кроме того, методикой оценивается такой фактор, как реализация событий, влияющих на уровень репутационного риска компании. В том числе влияние на рейтинг могут оказать следующие события:
- Несоблюдение законодательства, внутренних правил, принципов этики
- Недостоверность отчетности
- Сокрытие обязательной к раскрытию информации
- Участие в сомнительных операциях
- Заниженная оценка рисков, рискованная политика
- Конфликт интересов и некорректное раскрытие
- Публичные или судебные конфликты и споры по вопросам корпоративного управления
- Претензии от государственных органов и штрафы
- Негативные публикации в СМИ