Для чего нужны рейтинги

— Что такое кредитный рейтинг и для чего он нужен?

Кредитный рейтинг — это мнение Агентства о кредитоспособности компании в целом или относительно ее конкретных обязательств. По факту Агентство, присваивая рейтинг, оценивает вероятность дефолта эмитента. Это мнение формируется на основе комплексного анализа компании, учитывающего как финансовое состояние, так и качество корпоративного управления и уровень бизнес-рисков.

При этом рейтинги напрямую не отражают ряд некоторых факторов, которые могут иметь значение для заемщика в будущем. Например, ожидаемое с высокой вероятностью изменение ценовой конъюнктуры, которое окажет существенное влияние на финансовые результаты компании. Такие обстоятельства будут отражены в прогнозе по кредитному рейтингу — «Стабильный», «Негативный» или «Позитивный». Прогноз показывает ожидания Агентства по изменению финансового положения компании в ближайшие 12 месяцев, что выразится в изменении рейтинга. 

Агентство отслеживает платежеспособность компаний не только в момент присвоения рейтинга, но и в течение всего периода сотрудничества: рейтинг регулярно пересматривается. Мнение агентства независимо и основано на четких критериях каждого оцениваемого показателя. Именно объективность обуславливает пользу рейтингов.

Рейтинговая оценка по сути является оценкой риска и поэтому полезна потенциальным инвесторам для принятия решения о размещении средств. Действующие инвесторы с помощью рейтинга могут оценить надежность своих вложений в реальном времени.

Если речь идет о кредитной организации, то полезно знать ее рейтинг и вкладчикам: он позволит выбрать оптимальный вариант по соотношению риска и доходности.

В результате от присвоения рейтингов в выигрыше остаются сами компании: независимая оценка их кредитоспособности открывает им доступ к рынкам капиталов (в том числе, международным), за счет повышения прозрачности позволяют привлекать денежные средства дешевле (по более низким процентным ставкам).

 

— Какова шкала кредитных рейтингов и что они означают?

Рейтинговая шкала — это система рейтинговый категорий, отражающая вероятность дефолта. Эти категории выражаются в буквах и символах, от самого высокого уровня надежности (ААА) до самого низкого (ССС). Фактически одна из этих категорий и является мнением Агентства.

 

— Что необходимо для получения кредитного рейтинга эмитентом?

Для прохождения процедуры рейтингового процесса эмитенту необходимо заключить договор с Агентством и представить для анализа финансовую отчетность, данные о стратегии и управлении компанией, дополнительную информацию, необходимую для оценки. Кроме того, менеджменту компании необходимо пройти рейтинговое интервью, в ходе которого аналитики смогут задать дополнительные вопросы.

 

— Как часто пересматриваются рейтинги?

Агентство пересматривает рейтинг той или иной компании на регулярной основе - раз в год. При этом агентство осуществляет постоянный мониторинг за изменениями, касающимися рейтингуемых компаний, и при необходимости пересматривает рейтинг при появлении новой информации, которая способна повлиять на рейтинг организации. Рейтинг находится под наблюдением, что означает, что каждые несколько месяцев агентство проводит очередную оценку компании, по итогам чего выводит рейтинг из-под режима наблюдения, либо сохраняет этот режим, либо меняет уровень рейтинга.

 

— Какова роль рейтингов помимо решения их прямых задач по оценке кредитоспособности компаний?

Рейтинговый процесс повышает прозрачность финансовых рынков. Снижая уровень асимметрии информации, рейтинговые агентства в конечном итоге удешевляют привлечение финансирования, стимулируют инвестиционный процесс и повышают уровень доверия к финансовой системе.

 

— Сколько рейтингов может быть у одной компании?

Ограничений на количество рейтингов от различных агентств нет. Наличие двух рейтингов независимых рейтинговых агентств — это международная практика для компаний. Это дает дополнительный маркетинговый эффект, возможность учесть нюансы деятельности организации, которые могли быть упущены одним из агентств.