НРА актуализировало дистанционные рейтинги кредитоспособности субъектов Российской Федерации

Печать

Рейтинги кредитоспособности актуализированы для 83 субъектов Российской Федерации по итогам анализа итоговых данных за 2015 год и частичных данных за 9 месяцев 2016 года, опубликованных в открытых источниках. Двум российским регионам – Республике Крым и городу Севастополь – рейтинги не присвоены из-за отсутствия необходимого объема статистической информации по этим регионам. Агентство не имело возможности применить рейтинговую методологию в отношении данных субъектов РФ.

По итогам актуализации рейтинги кредитоспособности 33 регионов понижены, 28 регионов – повышены, еще 22 регионов – подтверждены.

Основным аспектом, который оказал влияние на пересмотр рейтингов, стала долговая нагрузка регионов и ее динамика. Показатель долговой нагрузки рассчитан Агентством как отношение госдолга региона на 1 октября 2016 года к собственным доходам регионального бюджета (налоговым и неналоговым) за истекший год (октябрь 2015 — сентябрь 2016 года). В Бюджетном кодексе предельное значение этого показателя зафиксировано на уровне 100%, то есть объем госдолга региона не должен превышать общий годовой объем его собственных бюджетных доходов. Для высокодотационных регионов (таковыми признаются регионы, у которых доля дотаций в течение как минимум двух из трех последних лет составляет более 40% от собственных доходов бюджета) предельное значение данного показателя составляет 50%. В кодексе госдолгом региона признаются его обязательства по привлеченным коммерческим и бюджетным кредитам, по выпущенным от имени этого субъекта государственным ценным бумагам и по предоставленным госгарантиям по обязательствам третьих лиц.

По состоянию на 1 октября 2016 года совокупный объем госдолга российских регионов составил 2,264 триллиона рублей. Динамика госдолга в разрезе отдельных регионов остается разнонаправленной: за рассматриваемый период в 40 регионах госдолг увеличился, в 38 – снизился, еще в семи – не изменился.

По итогам 9 месяцев 2016 года объем госдолга превышает отметку в 100% от уровня собственных бюджетных доходов в 15 регионах России. Во всех этих 15 регионах долговая нагрузка в течение года продолжала расти. Самые высокие показатели долговой нагрузки по состоянию на указанную дату отмечены в Мордовии (201,3%), Хакасии (145,2%) и Костромской области (137,5%).

Наиболее низкие уровни долгового бремени по итогам 9 месяцев 2016 года отмечены в Тюменской области (1,4%), Санкт-Петербурге (3,3%) и Алтайском крае (5,3%). В Сахалинской области госдолг по состоянию на 1 октября 2016 года отсутствует.

В течение 9 месяцев 2016 года претерпела изменения также и структура госдолга регионов. Доля коммерческих кредитов (от иностранных и российских банков) сократилась с 41,64% до 30,09%, тогда как доля госдолга, приходящаяся на бюджетные кредиты, выросла с 34,88% до 48,24%. Доля государственных ценных бумаг в долговом портфеле регионов в 2015 году снизилась с 18,66% до 17,03%, доля госгарантий также незначительно уменьшилась (с 4,44% до 4,26%).

Произошедшие изменения связаны с политикой замещения коммерческих заимствований бюджетными кредитам, проводимой по инициативе федерального центра. Ставка по бюджетным кредитам составляет 0,1%, что значительно снижает стоимость обслуживания долга для регионов и минимизирует процентные риски.

Госдолг всех представленных в рейтинге российских регионов (кроме Москвы) полностью номинирован в российских рублях, что свидетельствует о минимальных валютных рисках.

Прогноз изменения рейтингов по большинству субъектов РФ присвоен на уровне «Стабильный». «Негативный» прогноз присвоен регионам, у которых присутствует сочетание трех условий: госдолг превышает 100% от собственных доходов, в течение 9 месяцев 2016 года этот долг увеличивается, а также имеются нарушения бюджетного законодательства и (или) условий соглашений по предоставлению бюджетных кредитов. В число регионов вошли Республика Мордовия, Республика Хакасия, Республика Марий Эл, Смоленская область, Забайкальский край, Псковская область и Кировская область. Агентство отмечает, что перечисленные регионы могут потерять доступ к новым бюджетным и коммерческим заимствованиям.

Другими важными показателями, оценка которых использовалась для определения рейтинга, стали: оценка уровня и динамики ВРП, инвестиционная привлекательность региона, оцениваемая по соответствующей Методике Агентства, динамика инвестиций и промышленного производства, уровень дефицита регионального бюджета и оценка бюджетной дисциплины. Рейтинги регионов определены с учетом достигнутых текущих показателей и определяют самостоятельную способность регионов исполнять свои кредитные обязательства с учетом текущего уровня поддержки со стороны федерального центра. При этом дополнительная кредитная поддержка, которая может быть оказана Российской Федерации регионам, не учитывалась как фактор кредитной поддержки по соответствующим методикам Агентства.

Дистанционные рейтинги кредитоспособности субъектов РФ

 

Ведущий Рейтинговый аналитик

Александр Пахалов

+7 495 1222255

pakhalov@ra-national.ru

 

Второй Рейтинговый аналитик

Кирилл Кукушкин

+7 495 1222255

kukushkin@ra-national.ru

 

Председатель Рейтингового Комитета

Татьяна Ковалева

+7 495 1222255

Kovaleva@ra-national.ru

 

Дата релевантного рейтингового комитета: 15 декабря 2016 года

 

Применяемые рейтинговые методологии:

 

Рейтинги субъектов РФ, присвоенные НРА, являются незапрошенными. Рейтинги присвоены на основании общедоступной информации, без участия объектов рейтинга в его присвоении. В процессе анализа Агентство использует информацию финансового и нефинансового характера, полученную законным способом из публичных и прочих источников, которые Агентство считает достоверными.

Дополнительная информация представлена на сайте www.ra-national.ru

Результаты аналитической работы Агентства, включая присвоенные рейтинги и информацию, содержащуюся в настоящем пресс-релизе, представляют собой выражение независимого мнения Агентства на дату их подготовки и не являются констатацией факта или рекомендацией о принятии каких-либо инвестиционных решений или проведении операций на рынке ценных бумаг. Агентство не несет ответственности за последствия использования содержащихся в настоящем пресс-релизе мнений и/или информации.

Агентство получает информацию из источников, являющихся, по его мнению, надежными, тем не менее не может гарантировать абсолютную точность, полноту и достоверность такой информации, поскольку не проводит аудит и не берет на себя обязанность по проведению всесторонней проверки или независимой верификации получаемой информации.

 
Если вы нашли ошибку на сайте - выделите ошибочный фрагмент, нажмите CTRL Enter и отправьте нам сообщение
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.
x

Зарегистрированным пользователям доступны дополнительные функции отображения данных.

Доступны: фильтрация, сортировка и расширенный поиск, а также доступ к архивным данным.

Зарегистрироваться