Власти изменят систему доступа банков к средствам госкомпаний, предприятий ОПК и счетам эскроу

Депутаты Госдумы предлагают изменить критерии доступа банков к государственным средствам, следует из одной из последних версий законопроекта "О совершенствовании отбора кредитных организаций на основании кредитного рейтинга для целей инвестирования и размещения денежных средств". В нем указывается, что действующая системы отбора кредитных организаций, которая опирается в основном на балансовые показатели банков, должна быть заменения на кредитный рейтинг банка. Аналогичный подход будет распространен и на множество других отраслей.

Применение нового подхода к критериям, по при соответствии которым банки могут размещать средства оборонных предприятий и госкорпораций, выдавать гарантии бизнесу и так далее, позволит снять ограничители, которые иногда применялись не только на федеральном, но и на муниципальном уровне, убеждена Генеральный директор НРА Алина Розенцвет.
 
"Например, зачастую к банкам применялись требования по величине капитала, в то время как его объем не является достаточным показателем финансовой устойчивости кредитной организации. Так же и иные критерии, которые применяются сейчас, по отдельности не дают исчерпывающего представления о финансовой устойчивости банка", - отмечает она.
 
Напротив, продолжает Алина Розенцвет, рейтинг кредитоспособности – это комплексная, емкая оценка устойчивости банка, которая учитывает много финансовых и нефинансовых показателей, а также их взаимосвязи. Среди них - финансовое состояние, качество корпоративного управления, уровень бизнес-рисков и другие. Такая объективность обуславливает пользу рейтингов. 
 
Кроме того, рейтинговое агентство на непрерывной основе проводит мониторинг платежеспособности банка и может пересматривать рейтинги в случае наступления определенных событий. 
 
"Проводя модернизацию и унификацию действующего законодательства в области банковского регулирования также важно ввести требование о том, чтобы банк имел более одного рейтинга, при этом «входной порог» оптимально устанавливать по минимальному из двух и/или более рейтингов., - считает глава Национального рейтингового агентства. - Также представляется целесообразным изучить вопрос о том, чтобы для допуска применялся не принцип отсечения, а дифференцированный от уровня рейтинга подход: чем выше рейтинг, тем более крупные лимиты (конечно же, в относительных к размеру банка объемах) устанавливались на оказание тех или иных услуг, проведение операций. Это позволило бы расширить круг задействованных банков с сохранением ограничений по риску, развивать конкуренцию, а, следовательно, предлагать более выгодные условия".
 
Модернизация закона едва ли окажет существенное влияние на уровень конкуренции между банками, так как хорошее финансовое положение и надежность — это и сейчас конкурентное преимущество. Законодательство двигается в сторону развития конкуренции на рынке рейтинговых услуг, поэтому в интересах государства представляется увеличить количество агентств, рейтинги которых используются в нормативном регулировании, резюмирует Алина Розенцвет.
 
В настоящее время НРА дорабатывает методологию присвоения кредитных рейтингов банкам, публикация документа запланирована до конца ноября, после чего агентство начнет присваивать кредитные рейтинги банкам.