Коммерсантъ: «Есть стало жестче, есть стало дешевей»

В России растет количество магазинов-дискаунтеров
 
На фоне снижения доходов потребителей в России быстро растут сети, работающие в формате жестких дискаунтеров. За три года количество таких объектов увеличилось почти на четверть. Тенденция сохранится и будет усугубляться, полагают аналитики. Подтверждением этому может служить, в частности, выход в нишу продуктовых ритейлеров федерального уровня.
 
По запросу "Ъ" сервис 2ГИС оценил динамику открытия в России продуктовых магазинов, работающих в формате жестких дискаунтеров (цены в среднем на 15% ниже, чем в обычном дискаунтере, ограниченный ассортимент с выкладкой в транспортной упаковке). С сентября 2017 года по сентябрь 2020 года по всей стране их количество выросло 24,7%, до 139,6 тыс. объектов. Большая часть из них – это магазины "у дома": на их долю приходится около 64%. Еще 34% представляют собой супермаркеты, доля гипермаркетов на этом рынке – всего 2% (формат теряет позиции по всем сегментам продуктового ритейла).
 
Среди сетевых операторов жестких дискаунтеров всего один крупный игрок – "Светофор", у которого, по подсчетам 2ГИС, на сентябрь 2020 года было 712 магазинов (рост в полтора раза за два года). У "Доброцена", который также позиционирует себя как федеральную сеть, всего 45 магазинов, хотя к сентябрю 2018 года было 51. Самый крупный региональный игрок сибирская сеть "Хлеб Соль" в сентябре 2020 года насчитывала 140 магазинов, что почти вдвое больше, чем два года назад.
 
В "Доброцене" сообщили "Ъ", что намерены увеличивать количество магазинов за счет оптимизации цен, например, через развитие ассортимента товаров под собственными торговыми марками (СТМ). Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов отмечает, что сейчас СТМ – дополнительный драйвер повышения рентабельности всего ритейла, у жестких дискаунтеров доля таких товаров в перспективе может достигнуть половины и больше от общего ассортимента.
 
Однако, уточняет представитель одной из крупных продовольственных групп, производителям далеко не всегда выгодно выпускать продукцию СТМ по заказу жестких дискаунтеров: "Во-первых, пока небольшое количество крупных операторов могут гарантировать существенный объем производства. Во-вторых, такие сети, как правило, предлагают заняться выпуском СТМ почти на грани рентабельности".
 
Между тем в сегмент жестких дискаунтеров уже планируют выходить и крупные ритейлеры. В X5 Retail Group сообщили, что намерены к концу года запустить пилотные магазины такого формата. "Магнит" уже открыл пять дискаунтеров "Моя цена" с ограниченным ассортиментом товаров (до 1,8 тыс.).
 
В среднесрочной перспективе жесткие дискаунтеры останутся наиболее динамично растущим сегментом рынка, который может вытеснить магазины "у дома" региональных сетей, считает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров.
 
В первом полугодии 2020 года, по его оценкам, общая доля дискаунтеров в продуктовом ритейле составляет 3% и в ближайшие пять лет может увеличиться до 10%. Основной предпосылкой для этого эксперт называет стабильный рост регулярных цен на полках торговых сетей на фоне стагнации доходов населения.
 
С этим согласна и аналитик корпоративных рейтингов Национального рейтингового агентства Алла Юрова. Но она считает, что развитие формата будет ограничено региональными рынками "из-за существенных недостатков в качестве и сервисе" по сравнению с другими сегментами. Консультант Jos DeVries The Retail Company Ирина Болотова добавляет, что в регионах доходы населения пострадали в большей степени, чем у москвичей.
 
Она отмечает, что в целом на рынке продуктового ритейла спрос смещается из гипермаркетов в сторону магазинов формата "у дома", в том числе жестких дискаунтеров, которые, набирая популярность, могут изменить общую картину отрасли. Ритейлеры следуют за покупателями, перераспределяя сегментацию своего бизнеса в пользу дискаунтеров, пускай и не слишком жестких, включая привычный формат недорогих сетевых супермаркетов. В результате, полагает Алла Юрова, в выигрыше могут оказаться исходно развивавшие этот сегмент "Дикси", "Магнит" и X5 Retail Group ("Пятерочка" занимает 79% в структуре розничной выручки группы), "О’Кей" с дискаунтерами "Да!", на которые приходится 11% в доходах группы.
 
Источник: Коммерсантъ