Российский рынок лизинга: под перекрестным огнём

Печать

Аналитический обзор «Российский рынок лизинга: под перекрестным огнём»

Основные выводы:

  • На фоне прогнозного 12-процентного сокращения инвестиций в основной капитал и слабой динамики крупнейших сегментов лизингового рынка можно ожидать его сокращение на 30-50% по итогам 2020 г.;
  • В нынешнем году весьма вероятно резкое замедление динамики нового бизнеса, рост неплатежей и уровня проблемной задолженности, повышение процентного и валютного рисков, сокращение процентной маржи и понижение уровня рентабельности бизнеса;
  • В 2019 г. рынок лизинга продолжил консолидироваться, данный тренд усилится в текущем году на фоне банкротства и несостоятельности мелких игроков. Дополнительный импульс повышению концентрации рынка придаст завершение его реформы в 2021 г.;
  • Темпы роста российского рынка лизинга в 2019 г. ощутимо снизились по сравнению с динамикой предыдущих трех лет. Наихудшие результаты показали крупнейшие рыночные сегменты – ж/д и авиализинг. Итоги первых пяти месяцев 2020 г. говорят о том, что ситуация в данных сегментах в 2020 г. еще больше ухудшится на фоне медленного восстановления перевозок, которое может занять до 3 лет.  Самые серьезные сложности ожидаются в сегменте авиализинга (пассажиропоток в 2020 г. упадет на 50% по сравнению с 2019 г.), где падение может превысить 30%;
  • Динамика лизинга в сегменте грузовых ж/д перевозок определяется объемом погрузки, количеством вагонов на рынке и уровнем ставок. Снижение объемов погрузки, профицит вагонов и падение ставок свидетельствуют об усугублении ситуации в 2020 г. для лизингодателей. Годовое сокращение объемов погрузки в 2020 г. может составить 1-3% по сравнению с 2019 г. В 2020 г. условия на рынке будут способствовать также снижению ставок операторов на вагоны на 8-10%;
  • Компании дорожно-строительной отрасли могут столкнуться с приостановкой поставок иностранной техники из-за пандемии, а также риском роста цен на импортное оборудование. Под вопросом реализации находятся 36 инфраструктурных проектов в транспортной сфере с прогнозным совокупным убытком порядка 25 млрд руб. Все это может привести к сокращению объема продаж новой дорожно-строительной техники по итогам 2020 г. вдвое, до 6-6,5 тыс. единиц;
  • Продажи новых легковых авто могут сократиться в текущем году на треть ввиду снижения платежеспособности и потребительского спроса. Однако не исключен рост реализации авто в таксомоторном сегменте на фоне ожидаемого повышения спроса на услуги такси, а также в результате действия мер господдержки. Для рынка каршеринга наиболее вероятны негативные последствия пандемии;
  • Государственные меры поддержки наиболее пострадавших от пандемии отраслей будут иметь незначительный эффект для рынка лизинга и не приведут к росту объема нового бизнеса;
  • Однако российский рынок лизинга, входящий в ТОП-15 рынков по объему, обладает неплохим потенциалом роста в долгосрочной перспективе, учитывая, что его доля в ВВП двукратно уступает среднему показателю по крупнейшим глобальным рынкам.