НРА публикует обзор по розничной торговле по итогам 2018 г. и I квартала 2019 г.

Печать

В I квартале 2019 г. положительная динамика товарооборота сохранялась (+1,8% год к году), однако темп роста замедлился по сравнению с аналогичным показателем прошлого года (+2,7% в I квартале 2018 г.). По итогам 2018 года отмечается увеличение оборота в розничной торговле (+2,8%) при практически отсутствии роста реальных доходов населения (+0,1%), что объясняется резким увеличением объемов розничного кредитования (+26%).  Неоднократные изменения статистических данных ФСГС, связанные как с учетом полученной дополнительной информацией, так и с изменением в некоторых случаях методологических подходов, обусловили улучшения показателей последних периодов и ухудшение предыдущих.

Согласно различным исследованиям индекс потребительских настроений имел нисходящую динамику по итогам 2018 г. Усиление налоговой нагрузки, сокращение доли доходов от предпринимательской деятельности, невысокая динамика социальных выплат не будут способствовать в 2019 году улучшению потребительских настроений. Учитывая замедляющуюся динамику роста товарооборота розничной торговли и сокращение реальных располагаемых доходов населения по итогам I квартала 2019 года, а также негативные настроения потребителей, Агентство не прогнозирует существенного улучшения ситуации на розничном рынке, скорее всего, динамика физического товарооборота (без учета влияния роста цен) не превысит результаты 2017-2018 гг. (1,3-2,8%), таким образом, объем рынка к концу года может достигнуть 32,0-32,5  млрд руб.,

Состав ТОП-10 розничных сетей России по итогам 2018 г. не изменился по сравнению с прошлым годом. X5 Retail Group сохранила лидерство по выручке, у «Магнита» по-прежнему первое место по количеству торговых точек, а «Красное & Белое» удерживает лидерство по темпу роста. Среди ТОП-10 розничных сетей, публикующих финансовые результаты, лучший показатель по выручке, EBITDA и темпу роста выручки у X5 Retail Group, «Магнит» отличается самым низким уровнем долговой нагрузки, «М.Видео-Эльдорадо» один из лучших по темпу роста значения EBITDA (выше только у ГК «Дикси» за счет эффекта низкой базы), а Metro Cash & Carry и «Лента» лучшие в категории EBITDA margin.

Среди ключевых тенденций рынка розничной торговли в России Агентство отмечает развитие интернет-продаж FMCG-товаров; снижение интереса потребителей к гипермаркетам как формату магазинов и как следствие преимущественно отрицательные динамики продаж компаний данной специализации;  успешное развитие сетей формата «жесткий дискаунтер» на фоне сокращения реальных располагаемых доходов населения и сетей со специализацией на определенной группе товаров; а также продолжающуюся консолидацию рынка и ориентацию на «экосистемность», как способность компании удовлетворять потребностям своих клиентов, находясь при этом в тесном партнерстве с другими участниками рынка.

Краткий аналитический обзор «Российский ритейл: итоги 2018 г. – I кв. 2019 г.»