РБК: ««Жесткие дискаунтеры» задвинули гипермаркеты на дальние полки»

Печать

Как закончили 2018 год десять крупнейших розничных ретейлеров РФ? Какая сеть растет быстрее всех? Почему гипермаркеты умирают, а «жесткие дискаунтеры» процветают? И кто рвется в тройку лидеров рынка? — в обзоре Национального рейтингового агентства (НРА)

Как ретейлеры закончили 2018 год

В 2018 году оборот российской розничной торговли вырос на 2,8% по сравнению с 2017 годом практически при отсутствии роста реальных доходов населения (+0,1%). Это связано с резким увеличением объемов розничного кредитования — на 26%.Неоднократные изменения статистических данных Федеральной службы государственной статистики, связанные как с учетом полученной дополнительной информацией, так и с изменением в некоторых случаях методологических подходов, обусловили улучшение показателей последних периодов и ухудшение предыдущих.Топ-10 розничных сетей России не изменился.
X5 Retail Group сохранила лидерство по выручке (1532,5 млрд руб., что на 18,3% больше показателя 2017 года).
«Магнит» удерживает первое место по количеству торговых точек. По состоянию на 31 декабря 2018 года сеть насчитывала почти 18,4 тыс. магазинов, рост составил 12,5% год к году.
«Красное & Белое» опережает конкурентов по темпу роста — выручка компании увеличилась за год на рекордные 40% и составила 301 млрд руб.
Среди топ-10 розничных сетей, публикующих финансовые результаты:
лучший показатель по выручке, EBITDA и темпу роста выручки у X5 Retail Group;Магнит; отличается самым низким уровнем долговой нагрузки;
«М.Видео-Эльдорадо» — один из лучших по темпу роста EBITDA (выше только у ГК «Дикси» за счет эффекта низкой базы);
Metro Cash & Carry и «Лента» — лучшие в категории EBITDA margin.

Как начался 2019 год и чего ждать рынку

В первом квартале 2019 года положительная динамика товарооборота сохранялась (+1,8% год к году), однако темп роста замедлился по сравнению с аналогичным показателем прошлого года (+2,7% в первом квартале 2018 года).
Усиление налоговой нагрузки, сокращение доли доходов от предпринимательской деятельности, невысокая динамика социальных выплат не будут способствовать улучшению потребительских настроений в 2019 году.
Учитывая замедляющуюся динамику роста товарооборота розничной торговли и сокращение реальных располагаемых доходов населения по итогам первого квартала 2019 года, а также негативные настроения потребителей, Национальное рейтинговое агентство не прогнозирует существенного улучшения ситуации на розничном рынке. Согласно ожиданиям аналитиков, фактический товарооборот (без учета влияния роста цен) вырастет на 1,3–2,8%, то есть не больше, чем в 2017–2018 годах.

Ключевые тенденции рынка

Развитие интернет-продаж FMCG-товаров.
Снижение интереса потребителей к гипермаркетам как формату магазинов, и, как следствие, преимущественно отрицательные динамики продаж компаний данной специализации.
Успешное развитие сетей формата «жесткий дискаунтер» на фоне сокращения реальных располагаемых доходов населения и сетей со специализацией на определенной группе товаров.
Продолжающаяся консолидация рынка и ориентация на «экосистемность» как способность компании удовлетворять потребностям своих клиентов, находясь при этом в тесном партнерстве с другими участниками рынка.

РБК - 02.07.2019