РБК: «К инвесторам ищут новый подход»

Печать

В Смольном отказываются от заключения соглашений с инвесторами на ПМЭФ для галочки. Вместо погони за количеством соглашений сделают упор на качество проектов.

Каждый год правительства Петербурга и Ленобласти подписывают на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) десятки соглашений с инвесторами о сотрудничестве и реализации проектов на миллиарды рублей. 2018 год стал для Петербурга рекордным – на форуме было заключено 70 соглашений на рекордную сумму 267 млрд рублей. Соседняя Ленобласть заключила 18 соглашений на общую сумму 50 млрд рублей. РБК проанализировал, насколько за год продвинулись эти инвестиционные проекты.

Оказалось, что в городе более половины из них пока не вышли из бумажной стадии и, скорее всего, не будут реализованы в заявленные сроки. Более того, часть проектов признана слишком дорогой для бюджета и поэтому нецелесообразной. Это последствия тотальной ревизии инвестиционных проектов, которая проведена по поручению нового главы городского правительства, врио губернатора Петербурга Александра Беглова.

Новые приоритеты

Александр Беглов в своем отчете перед Законодательным Собранием обозначил свои приоритеты в сфере развития города: нужно жить по средствам, отказаться от заимствований, снижать дефицит бюджета. По его словам, необходимо переломить тренд снижения реальных доходов граждан (минус 1,7% по итогам прошлого года) и слишком скромного роста ВРП (+0,2%) и инвестиций в экономику (+4,3%). Заявленная цель – выйти на ежегодный рост экономики не менее 4,5%. «Для этого инвестиции должны прибавлять, как минимум, 6% в год. И здесь не надо рассчитывать на «счастливый случай» или удачную конъюнктуру. Надо самим поддерживать предпринимательскую инициативу, улучшать деловой климат», – заявил Беглов. По его словам, «важно запустить новый инвестиционный цикл с помощью федерального софинансирования и привлечения ресурсов крупнейших российских компаний».

Действительно, врио губернатора делает ставку на средства из федерального бюджета. В ноябре прошлого года он написал письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой выделить Петербургу 440 млрд рублей на 17 крупных инфраструктурных проектов, сообщила газета «Ведомости», которой удалось ознакомиться с документом. Проекты глава Смольного предложил включить в «Комплексный план модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры», рассчитанный до 2024 года. Пока же городу согласовали выделение значительно меньшей суммы. В мае пресс-служба Смольного отчиталась, что Петербург дополнительно получит из федерального бюджета 45,2 млрд рублей для строительства инфраструктурных проектов. Ранее Беглову удалось договориться о выделении из федерального бюджета 10 млрд на выкуп у девелоперов социальных объектов.

Политические риски

Из 70 петербургских соглашений на ПМЭФ-2018 почти половина относились к рамочным и не предусматривали конкретных договоренностей с бизнесом. Среди более реальных проектов были соглашения в области строительства, медицины, транспорта, промышленности, территориального развития, ЖКХ. Условно их можно разделить на два больших блока: инвестиционные договоры по спортивным объектам и по объектам транспортной инфраструктуры.

Именно проекты транспортного блока не нашли поддержки у нового градоначальника и его команды. Одним из самых крупных проектов, реализация которого была заморожена, стало строительство линии аэроэкспресса от Витебского вокзала в Пулково. Различные варианты реализации этого проекта обсуждаются уже более десяти лет. «Петербург очень заинтересован в «Аэроэкспрессе». Нас вдохновляет опыт Москвы, где он уже есть. И мы будем делать все, чтобы создать свой проект высокого качества», – заявлял на подписании соглашения по проекту на ПМЭФ-2018 губернатор Петербурга Георгий Полтавченко.

Планировалось, что стоимость проекта составит 18,8 млрд рублей, размер частных инвестиций – 8,8 млрд рублей, более половины от общей суммы должен был вложить городской бюджет. Но такие расходы не вписались в объявленную Александром Бегловым кампанию по экономии бюджетных средств. Вопрос с доставкой пассажиров в аэропорт предложили решить за счет увеличения числа рейсовых автобусов.

Определение стратегии и плана развития инфраструктуры любого города, в том числе транспортной системы – прерогатива правительства региона, комментирует генеральный директор московского ООО «Аэроэкспресс» Алина Бисембаева. «Создание железнодорожной ветки между Пулково и Санкт-Петербургом обеспечило бы городу наличие современного транспортно-логистического комплекса с учетом требований международных стандартов. Запуск аэроэкспресса стал бы весомым вкладом в имидж Северной столицы и сделал бы ее еще более привлекательной для туризма и повседневной жизни», – полагает Бисембаева. Она ссылается на мировую практику: все крупные аэропорты имеют прямое железнодорожное сообщение с городом. На железную дорогу может приходиться не меньше 30% пассажиропотока по маршруту «аэропорт – город». «Это актуально и в случае стремительно развивающегося аэропорта Пулково, пассажиропоток которого в 2018 году увеличился на 12,4% и составил рекордные для авиаузла 18,1 млн пассажиров», – подчеркивает она.

В прошлом году в рамках ПМЭФ был подписан пул соглашений о строительстве новых трамвайных линий. Самый значительный объем вложений был предусмотрен в соглашении Смольного с ООО «БалтНеджСервис» (дочерняя структура АБЗ–1 и «Газпромбанка»), которое выиграло конкурс на строительство и эксплуатацию линии скоростного трамвая от станции метро «Купчино» до Славянки через поселок Шушары. Планируемая стоимость линии – более 34 млрд рублей. Однако, как сообщили РБК в городском комитете по инвестициям, за год концессионное соглашение подписано не было.

Пока не продвинулось и соглашение с турецкой «Ренейссанс Констракшн» об участии в строительстве трамвайной ветки от станции метро «Южная» до Колпино на основе ГЧП. Только к концу 2019 года комитет по развитию транспортной инфраструктуры должен разработать проектно-сметную документацию для этой трамвайной линии. Решение о подготовке концепции и конкурсной документации будет принято после завершения проектирования и получения положительного заключения государственной экспертизы, уточнили в комитете по инвестициям.

Похожим образом развивается ситуация вокруг соглашения с итало-турецкой IC ICTAS Insaat Sanayi ve Ticaret A. S. и Astaldi S.p.A. о создании линии легкорельсового трамвая от станции метро «Кировский завод» до Красного Села и проекта РЖД по расширению существующей железнодорожной ветки от станции метро «Старая Деревня» до Белоострова. На паузу поставлен проект компании «Вернисаж» по строительству автовокзала «Южный» в Купчино, а также проект строительства нового речного порта на деньги Евразийского банка.

Как следует из данных, предоставленных РБК комитетом по инвестициям Смольного, из всех проектов, анонсированных на прошлогоднем ПМЭФ, в активной стадии реализации находятся только восемь.

Преждевременно и недопустимо

Впрочем, затормозилось развитие не только крупных инфраструктурных проектов с госучастием, но и частных культурных инициатив. Так, в рамках ПМЭФ фонд «Петербург Достоевского» подписал соглашение с городом о строительстве за 650 млн рублей в Кузнечном переулке нового здания литературно-мемориального музея Федора Достоевского к 200-летию со дня рождения писателя в 2021 году. Жители соседних домов и градозащитники выступали против проекта: одним не понравилась сама идея строительства нового здания в окружении исторической застройки, другие хотели защитить от застройки сквер, где планировалось возводить здание музея.

В мае депутат Борис Вишневский обнародовал свою переписку с Александром Бегловым. Глава Смольного назвал проект по созданию нового здания музея в Кузнечном переулке «преждевременным», а его строительство на данном земельном участке «недопустимым». Пятно под застройку пообещали перевести в перечень зон зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП).

«Где нет стабильности, там нет бизнеса. Такие истории отрицательно сказываются на репутации города. Что должны думать люди, которые жертвовали деньги на расширение музея Достоевского, когда в угоду нескольким десяткам бузотеров в предвыборный год администрация города решает лишить горожан и туристов, поклонников творчества писателя возможности посетить его музей в цивилизованных условиях? Проект собирались реализовать без копейки бюджетных денег. Все, что мы просили у города, – небольшой участок земли», – сетует автор проекта нового музея, соучредитель Фонда «Петербург Достоевского» Евгений Герасимов.

Стоит отметить, что случаи отказа от крупных проектов после смены команды Смольного бывали и раньше. Так, после назначения на пост губернатора в 2011 году Георгий Полтавченко остановил проекты строительства Орловского тоннеля, Ново-Адмиралтейского моста и Дворца искусств на Васильевском острове.

Внешние факторы

Зачастую трудности в реализации крупных проектов, а соответственно и дополнительные риски для инвесторов, возникают в силу обстоятельств, на которые городской власти сложно повлиять. И это касается не только соглашений, анонсируемых на ПМЭФ. В последнее время в Петербурге был заморожен и ряд других проектов, ранее получивших статус стратегических, а значит, особо важных и приоритетных для города. Так, в декабре Смольный расторг соглашение с ООО «ЛМТ» (входит в греческий консорциум Helektor S.A. — Aktor Concession S.A) о строительстве мусороперерабатывающего завода в Каменке. Было отменено строительство в парке Интернационалистов океанариума компанией «Оптима» (аффилирована с московской ГК «Киевская площадь» Года Нисанова и Захара Илиева).

Трудности возникли и с реализацией проекта инвест-отеля «Корабли». Отметим, что ООО «НТД» (входит в Plaza Lotus Group Бориса и Михаила Зингаревичей) получило этот участок в качестве компенсации за отмену другого проекта, который планировала реализовать компания. Речь идет о планах реконструкции под гостиницу Конюшенного ведомства. Зимой по инициативе депутатов будущую стройплощадку в устье реки Смоленки перевели в ЗНОП, что исключает строительство на данной территории. Соответствующий закон подписал Александр Беглов, хотя инвестор пытается договориться о том, чтобы все-таки построить объект в обмен на создание сквера на соседнем участке.

Скандалы не нужны

Все эти проекты объединяет одно – против их реализации возражали местные жители, активисты и депутаты. «На примере Екатеринбурга все увидели, до чего могут довести протесты жителей против застройки сквера. После вмешательства президента многие главы регионов будут стараться не допускать подобных градостроительных конфликтов с жителями», – прогнозирует директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

«Безусловно, отмена проектов не идет на пользу инвестиционному климату, создает нервозность на рынке среди всех его игроков, мешает устойчивому развитию городской среды. Однако в том случае, если проект перестал быть актуальным для города, возникли новые обстоятельства, требующие его корректировки или отмены, реновация проекта должна произойти. При этом важно, чтобы инвестору, который вложил в него деньги и другие ресурсы, был компенсирован наносимый отменой ущерб. Такое прекращение возможно в исключительных случаях и в интересах государства. На сегодняшний день схема компенсации отсутствует, что сильно повышает риски инвестора, который не защищен от потери вложений и упущенной выгоды», – констатирует операционный директор Plaza Lotus Group Ольга Смирнова.

Область стабильности

В Ленинградской области, несмотря на стабильность власти (губернатор Александр Дрозденко бессменно руководит регионом с 2012 года), также реализуются не все проекты из заявленных на ПМЭФ-2018. По данным комитета экономического развития и инвестиционной деятельности ЛО, «Гринкарбон», дочка бельгийского инвестфонда Beward Investment, отказалась от строительства завода по производству пеллет (древесных гранул) в Подпорожском районе Ленобласти за 1,3 млрд рублей. Компании не удалось договориться о включении этого проекта в перечень приоритетных в области освоения лесов, чтобы получить участки лесного фонда на льготных условиях. Без гарантий обеспечения сырьем «Гринкарбон» приостановил реализацию инвестиционного проекта.

При этом большинство соглашений, подписанных на ПМЭФ с инвесторами год назад, успешно реализуются. Две компании получили разрешение на строительство: «Нокиан Тайерс» – на автоматизированный складской комплекс с объемом инвестиций 1,8 млрд рублей, «Рока Рус» – на вторую очередь завода по производству фаянсовой сантехники за 3,8 млрд рублей. А племенной завод «Бугры» уже завершает работы по созданию селекционно-генетического центра для разведения крупного рогатого скота. Его планируют открыть в июле этого года. «Агентство территориального развития М10» привлекло первого резидента в индустриальный парк в Тосненском районе Ленобласти – ЗАО «КАПРИ» (будет выпускать автоприцепы для транспортировки нефтепродуктов и химических жидкостей), для ТГК-1 подобрали участок для размещения ветропарка. ГК «Пигмент» получил заем в 500 млн рублей по программе развития Фонда развития промышленности на запуск нового производства эпоксидных смол и порошковых красок.

Конкуренция за инвестора

Несмотря на заморозку крупных проектов, в рейтинге инвестиционного климата регионов России «РАЭКС-Аналитика» Петербург входит в тройку регионов с максимальным потенциалом и минимальным риском, уступив лишь столице и Подмосковью. В прошлогоднем национальном рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов АСИ Петербург впервые поднялся до четвертого места. В лидерах – Тюмень, Татарстан и Москва.

«У Санкт-Петербурга два главных конкурента с точки зрения привлечения инвестиций — Москва и Ленинградская область. С Москвой конкуренция идет прежде всего за инвесторов, заинтересованных в размещении корпоративных центров и в реализации крупных инфраструктурных проектов. Что касается конкуренции между Петербургом и Ленинградской областью, то здесь конкурентная борьба еще более жесткая: город и область имеют равные стартовые позиции с точки зрения географического положения, кадрового потенциала, транспортных потоков», – считает руководитель проекта «Рейтинги регионов России» Национального рейтингового агентства Александр Пахалов.

По его словам, несколько лет назад превосходство Петербурга над Ленобластью по привлекаемым инвестициям выглядело неоспоримым, но в последующие годы ситуация стала меняться. В 2018 году Петербург привлек примерно на 30% больше прямых иностранных инвестиций, чем Ленобласть, хотя еще пять лет назад преимущество города над областью было более чем трехкратным. «В ряде случаев площадки для реализации потенциальных инвестиционных проектов, расположенные в городе и области, находятся буквально в нескольких метрах друг от друга. Например, относящиеся к области индустриальный парк «Кола» и промзона «Уткина заводь» непосредственно примыкают к традиционным промышленным районам Петербурга. В таких случаях выбор инвестора зависит от готовности региональных властей содействовать в реализации проекта льготами, упрощением процедур, подключением к сетям. В совокупности это все и называется инвестиционным климатом. А с точки зрения улучшения инвестиционного климата именно Ленобласть – один из лидеров в стране», – говорит Александр Пахалов.

С точки зрения географического распределения инвестиций между регионами России можно утверждать, что базовые преимущества играют более значимую роль для инвесторов: в числе лидеров по привлекаемым инвестициям всегда остаются регионы с безусловными конкурентными преимуществами (например, Москва со столичным статусом или Тюменская область с огромными запасами нефтегазовых ресурсов), считают в НРА. «Однако качество бизнес-климата тоже играет роль в принятии инвестиционных решений. Инвесторы ищут регионы с понятными «правилами игры», которые четко обозначает региональная власть и которых она придерживается во взаимоотношениях с бизнесом. Стабильность этих правил не менее важна, чем их комфортность: для инвесторов важно иметь уверенность в том, что достигнутые договоренности о тех или иных преференциях не исчезнут на горизонте планирования проекта», – уверен Александр Пахалов.