Алексей Богомолов специально для журнала Банковское Обозрение «Необходимо развитие рынка за счет появления новых игроков»

Печать

Алексей Богомолов, генеральный директор НРА, рассказал о том, с какой целью одно из старейших рейтинговых агентств России проходит этап перезагрузки, о планах НРА по работе на российском рынке, а также о ситуации в рейтинговой отрасли.

— Алексей, насколько активно используются рейтинги для оценки кредитного качества инструментов инвестирования?

— Кредитный рейтинг — один из основных способов оценки кредитного качества эмитента и выпущенного им публичного долга. Рейтинг позволяет определить кредитное качество как вновь выпущенных, так и уже обращающихся на рынке долговых инструментов, к которым относятся корпоративные, муниципальные и суверенные облигации, а также вероятность дефолта по таким обязательствам. Кредитные рейтинги, присвоенные рейтинговыми агентствами, являются исключительно мнением Агентства относительно кредитоспособности того или иного эмитента и в первую очередь ориентированы на потенциальных инвесторов, принимающих инвестиционное решение. Инвесторам же в большей степени интересны продолжительная кредитная история эмитента и наличие стабильного или восходящего тренда в самом уровне кредитного рейтинга. Конечно, принимая инвестиционное решение, инвесторы учитывают и ряд дополнительных факторов, таких как горизонт инвестирования и доходность инвестиций, стратегия инвестирования средств, структура инвестиционного портфеля и собственная толерантность к риску.

Нужно сказать, что спрос на кредитные рейтинги будет расти. В связи с интеграцией мировых финансовых рынков все большую актуальность приобретают взвешенный подход при принятии инвестиционных решений, выборе того или иного инструмента инвестирования, а также сбалансированный инвестиционный портфель, его качество и минимизация возможных инвестиционных рисков. Понятно, что инвесторы, с одной стороны, заинтересованы извлечь максимально возможную прибыль от инвестирования в долговой инструмент эмитента, а с другой — минимизировать риск возможной потери инвестированных средств в случае наступления дефолта эмитента и его неспособности своевременно обслуживать собственный долг.

— Какие преференции получает эмитент при наличии кредитного рейтинга?

— Для эмитентов наличие кредитного рейтинга играет весьма существенную роль. Это доступ на рынки капиталов, возможность снизить ставку заимствования при выпуске долговых эмиссионных инструментов, более комфортные условия при организации процедуры кредитования. Кроме того, кредитный рейтинг — важный элемент транспарентности для бизнес-партнеров и других заинтересованных участников финансового рынка. Наличие кредитного рейтинга также является элементом грамотной упаковки бизнеса и повышения его инвестиционной привлекательности наряду с такими составляющими, как высокое качество корпоративного управления, деловая репутация и финансовые показатели компании.

С учетом этого потенциал российского рынка рейтинговых услуг достаточно высок. На текущий момент общее количество присвоенных кредитных рейтингов эмитентам аккредитованными российскими рейтинговыми агентствами составляет около 600. По оценкам НРА, емкость рынка рейтинговых услуг может находиться в среднесрочной перспективе в диапазоне 1200–1600 рейтингов.

— Кто является основным потребителем кредитных рейтингов?

— Кредитные рейтинги по национальной шкале достаточно широко используются в различных аспектах регулирования финансового рынка. Это и размещение средств федерального бюджета на банковских депозитах в банках, имеющих кредитный рейтинг по национальной шкале не ниже определенного уровня, и включение эмиссионных ценных бумаг в ломбардный список Банка России, а также внутренние нормативные документы различных ведомств и организаций с государственным участием. Основными потребителями рейтинговых услуг являются банки, ведущие предприятия и корпорации нефинансового сектора, компании с государственным участием, а также региональные администрации и муниципалитеты, активно работающие на локальном рынке долговых капиталов. Консолидация российской банковской системы, слияния и поглощения финансовых институтов приводят к тому, что наибольший потенциал спроса на услуги рейтинговых агентств следует ожидать в сегменте корпоративного бизнеса. Именно его участники должны быть заинтересованы в наработке своей кредитной истории в целях повышения инвестиционной привлекательности и привлечения внешнего финансирования для своего органического роста и развития.Существенную роль играет также стремление регулятора иметь четкое представление о рисковой нагрузке, которую несут эмиссионные долговые инструменты российских эмитентов. Например, это послужило побудительным мотивом для присвоения кредитных рейтингов не только самим эмитентам, но и их долговым инструментам.

— По истечении четырех лет с момента вступления в силу Федерального закона № 222-ФЗ уже можно подвести итоги реформы рейтинговой отрасли. Какова ваша оценка ситуации в отрасли и путей ее дальнейшего развития?

— Пока основным фактором спроса на кредитные рейтинги в России являются регулятивные требования, в то время как роль рыночных факторов по-прежнему явно недостаточна. Большинство нормативных актов говорит о необходимости наличия у эмитента одного кредитного рейтинга не ниже определенного уровня, присвоенного аккредитованным рейтинговым агентством, а ряд нормативных документов содержит требование о наличии у эмитента одновременно двух кредитных рейтингов не ниже определенного порогового значения.

По мнению участников финансового рынка, присутствие на российском рынке только двух аккредитованных рейтинговых агентств — АКРА и «Эксперт РА» — способствует возникновению конфликта интересов, создавая искусственные ограничения для рейтингуемых лиц. Существуют риски того, что отсутствие выбора и нормального конкурентного рынка рейтинговых услуг рано и поздно приведет к монополизации рынка двумя игроками, росту стоимости рейтинговых продуктов, навязыванию эмитентам невостребованных ими услуг, а также возможным некорректным оценкам значений кредитных рейтингов одним из агентств в силу, например, методологических особенностей или субъективизма, а также необоснованному занижению или завышению кредитного рейтинга того или иного эмитента.

Нельзя не принимать во внимание возможную стагнацию в отрасли, причинами которой могут быть высокая стоимость кредитных рейтингов, особенно для компаний второго и третьего эшелонов, возможные методологические ограничения у аккредитованных на данный момент рейтинговых агентств, не позволяющие рейтинговать компании, относящиеся к сегменту малого и среднего бизнеса, а также существующая практика навязывания невостребованных клиентом услуг, к которым прежде всего можно отнести практику присвоения кредитных рейтингов как программам, так и эмиссионным долговым инструментам.

Необходимо развитие рынка, в том числе за счет появления новых игроков.

— С каким сложностями сталкиваются рейтинговые агентства?

— Основные трудности связаны с выстраиванием эффективной организационно-управленческой структуры, качеством корпоративного управления этим специфичным бизнесом, репутацией руководителя рейтингового агентства и ведущих аналитиков, отсутствием диверсифицированной структуры акционеров или участников и так называемой кэптивностью рейтингового агентства. Не менее существенным фактором является значительный дефицит на российском рынке отраслевых рейтинговых аналитиков, методологов и сотрудников службы внутреннего контроля.

Относительно молодой рынок рейтинговых услуг в России пока не в состоянии предоставить участникам финансового рынка весь спектр рейтинговых продуктов и услуг, предлагаемых международными агентствами. Однако отрасль активно и динамично развивается, в том числе за счет практик, апробированных международными рейтинговыми агентствами во многих юрисдикциях с различной финансовой спецификой. Важно, чтобы участники рынка не испытывали ложных иллюзий быстрого роста, сохранили присущий этому рынку здоровый консерватизм, инвестировали ресурсы в обучение персонала и информационные технологии.

— Как у НРА проходит подготовка к аккредитации?

— Мы находимся в стадии ожидания аккредитации со стороны Банка России.

В компании уже произошли серьезные изменения в штатной структуре агентства за счет рекрутирования ведущих экспертов, имеющих большой опыт работы в рейтинговой отрасли, включая работу в международных рейтинговых агентствах и известных международных финансовых группах. Успешно оптимизированный и усиленный аналитический блок позволит НРА одинаково эффективно работать как в области присвоения кредитных рейтингов, так и в иных перспективных проектах.Построена достаточно компактная и эффективная организационно-управленческая структура с учетом рекомендаций регулятора, использован опыт международных и национальных рейтинговых агентств. Особое внимание уделено вопросам реализации комплаенс-процедур. Активно развиваются IT-инфраструктура, система информационной безопасности. Клиенты НРА могут быть уверены в соблюдении полной конфиденциальности в отношении предоставляемой Агентству информации.

Управляющий орган НРА целиком состоит из граждан Российской Федерации, что не будет являться сдерживающим фактором при работе с предприятиями оборонного сектора.

В наших планах — сотрудничество с крупными компаниями и банками, а также предприятиями малого и среднего бизнеса, не попавшими в приоритетную зону внимания рейтинговых агентств. НРА намерено выстраивать долгосрочные отношения со своими клиентами за счет высокого качества работы, объективности и непредвзятости рейтинговых оценок, гибкой ценовой политики и отсутствия навязывания невостребованных клиентом услуг.

Забегая вперед, можно сказать, что работа по присвоению кредитных рейтингов будет для НРА основным видом деятельности, и именно по этой причине мы уделяем столь серьезное внимание всем вопросам эффективной организации рейтингового процесса. Наряду с этим Агентство будет обязательно использовать свой многолетний опыт для реализации проектов, не связанных с кредитными рейтингами. В ближайшее время мы намерены вывести на рынок ряд новых проектов совместно с нашими бизнес-партнерами.

— Можно ли говорить о новом векторе развития НРА?

— НРА всегда было одним из заметных игроков на национальном рейтинговом рынке. До изменения регуляторной среды компания была хорошо известна и востребована среди клиентов, активно работала и занимала ведущие позиции в отрасли. Основные положительные результаты этой деятельности — высокая деловая репутация, многолетние партнерские отношения в различных сегментах российского бизнеса, а также сохранение главного для любой компании ресурса — профессиональных сотрудников. Правильнее говорить о перезагрузке бизнеса с учетом новых вызовов времени и стратегии развития самой компании.

— Как изменится рынок с появлением нового аккредитованного участника?

— Появление на рынке нового игрока неизбежно приведет к перераспределению его долей. У нас большие амбиции. На горизонте двух-трех лет НРА намерено увеличить свою долю рынка до 30% общего числа присвоенных кредитных рейтингов.

Банковское обозрение - 23.05.2019