Специально для РБК PRO Национальное Рейтинговое Агентство подвело итоги года в страховании

Печать
Основные выводы исследования
 
Темп роста премий по итогам 2018 года составил 15,7%, а без учета страхования жизни — 8,4%. Однако доля страховых премий в ВВП существенно не изменилась: 1,42 против 1,39% в прошлом году.
Драйвером роста стали розничные продажи через банки. Банковский канал продаж вытесняет остальные, на него приходится уже более половины посреднических продаж. Объем премий, полученных с помощью кредитных организаций, вырос на 156,5 млрд руб. при общем росте продаж через посредников на 135 млрд руб.
Интернет-канал развивается в основном благодаря е-ОСАГО, но в розничных видах его потенциал предполагает многократный темп роста в ближайшие два-три года. Традиционный агентский канал потерял в 2018 году 37,5 млрд премий, и эта тенденция сохранится.
Структура рынка изменилась в разрезе как каналов продаж, так и видов страхования. Рост рынка обеспечивается в основном личным страхованием, в результате его доля составила более половины (54%) от объема премий. Из 201 млрд руб. прироста премий 121 млрд руб. приходится на страхование жизни, 48,3 млрд руб. — на страхование от несчастных случаев, 11,8 млрд руб. — на добровольное медицинское страхование.
Продолжаются консолидация рынка и рост масштаба бизнеса страховых компаний. Компании, занимающие места ниже 50-го по объему премий, демонстрируют темп роста ниже среднерыночного, а за пределами топ-100 четвертый год подряд показывают отрицательную динамику премий. Сто крупнейших компаний собирают больше 99% премий. К концу 2019 года количество страховых компаний сократится до 150–160, так как мелкие страховщики не смогут преодолеть даже первый этап увеличения уставных капиталов.
В 2018 году лидером рынка впервые стал страховщик жизни. ООО «СК «Сбербанк страхование жизни» получило 181 млрд руб. премий и заняло 12,3% рынка, АО «СОГАЗ» — 160 млрд руб. (10,85%).
 
Страховщики прошли острый этап кризиса в сегменте ОСАГО, но ситуация далека от идеальной. Треть страховщиков имеют коэффициент выплат 77% и выше, около 20 регионов остается в «красной зоне». Первый этап либерализации тарифов в 2019 году приведет к росту конкуренции за прибыльные сегменты, вырастет риск демпинга. Увеличение тарифов ожидается в убыточных регионах.
Проблемными сегментами рынка остались страхование ответственности туроператоров, страхование застройщиков. Положительные сдвиги наметились в сегменте сельскохозяйственного страхования. На рынке появились новые продукты, в числе которых — страхование пассажиров от задержки авиарейса с моментальным урегулированием убытков, страхование киберрисков для физических лиц.
Для большинства страховщиков год оказался удачным. Чистая прибыль страховых компаний выросла почти в два раза. В 2019 году продолжится рост розничного сегмента, тренд роста онлайн-канала не изменится, но драйвером продаж останутся банки. Либерализация тарифов по ОСАГО, цифровизация рынка, необходимость повышения уставных капиталов, предлагаемые изменения к оценке стоимости активов будут в фокусе внимания регулятора и страховщиков в 2019 году.