Профиль: «В 2018 году крупнейшие игроки страхового рынка укрепили свои позиции за счет менее успешных конкурентов»

Печать
Руководитель управления страховых рейтингов НРА Татьяна Никитина специально для журнала Профиль подготовила анализ результатов страховой отрасли за 2018 год.  

В 2018 году российский рынок страхования в целом показал положительную динамику. Премии выросли на 201 млрд рублей, или 15,7%, а без учета страхования жизни – на 8,4%. Драйвером роста стали розничные продажи через банки. При этом структура рынка продолжила активно трансформироваться. Впервые доля личного страхования составила более половины (54%) от общего объема премий. Это произошло как за счет страхования жизни – этот сегмент увеличился за год с 26% до 31%, так и страхования от несчастных случаев – рост с 9,5% до 11,5%. В то же время доля ДМС практически не изменилась. Благодаря росту премий (по каско – на 6,2 млрд рублей, страхования имущества граждан – на 7,4 млрд рублей, грузов – на 2 млрд рублей) наблюдается положительная динамика в целом по сегменту страхования имущества.

Агенты теряют влияние

Следует отметить, что в 2018 году только четверть премий была получена страховщиками через прямые продажи. Активно развивался интернет-канал, обеспечивший 42 млрд рублей прироста премий. Львиная доля роста по итогам года пришлась на е-ОСАГО, в то время как на все остальные виды страхования – всего 1,8 млрд рублей.

Доля агентского канала продолжила снижение. Агенты собрали на 37,5 млрд рублей меньше, чем в 2017 году. Самая крупная агентская сеть, принадлежащая ПАО «Росгосстрах», сократилась за год на 20%. Банковский канал вытесняет остальные, на него приходится уже более половины посреднических продаж. Объем премий, полученных страховщиками с помощью кредитных организаций, вырос на 156,5 млрд рублей.

Доля банков в страховании жизни составила 88%, как и в 2017 году, в страховании имущества физических лиц – 42% против 34% годом ранее, в страховании от несчастных случаев – 51% против 41%. Комиссионное вознаграждение за посреднические услуги сегодня составляет немалую долю в доходах банков. В 2018 году они получили от страховщиков 150,6 млрд рублей – это в 1,5 раза больше, чем в 2017‑м.

Кто в группе риска

На российском рынке на 1 января 2019 года осталось менее 200 страховых компаний. Игроки уходили с рынка как по собственной инициативе, так и из-за санкций регулятора. Совокупная доля покинувших в прошлом году рынок компаний составила около 1%. Самыми крупными из них были САО «Якорь», АО СК «Опора», ООО СК «Дальакфес» и ПАО СК «Хоска». Продолжается процесс укрупнения страховых компаний и по размеру уставного капитала, и по объему премий. Сделки слияний-поглощений затронули даже компании из топ‑20: ООО СК «ВТБ Страхование» присоединилось к АО «СОГАЗ», ОАО «Капитал Страхование» и ЗАО «Капитал Перестрахование» – к ПАО «Росгосстрах».

Анализ показывает, что сегодня больше трети компаний, присутствующих на российском рынке, не соответствуют новым требованиям к уставному капиталу. К концу текущего года 44 универсальных страховщика, 19 страховщиков жизни и 15 компаний, занимающихся входящим перестрахованием, должны будут увеличить уставные капиталы. Задача, посильная не всем. НРА считает, что основная часть мелких страховых компаний не сможет преодолеть даже первый этап – обеспечить минимальный уставной капитал в размере 180 млн рублей для универсальных страховщиков. В связи с этим в 2019 году ожидается уход с рынка еще 40–50 игроков.

Передел рынка активно происходит и за счет усиления конкуренции. В последние годы компании, занимающие места ниже 50-го по объему премий, с трудом могут обеспечивать среднерыночный темп роста, а те, кто находится за пределами топ-100, демонстрируют отрицательную динамику по этому показателю. Концентрация достигла максимальных значений за последние 7 лет. Топ‑10 страховщиков собирают 65,38% премий, топ‑50 – 93,72%, топ‑100  – 99,03%.

За здорово живешь

Впервые лидером по итогам 2018 года стал страховщик жизни. ООО СК «Сбербанк страхование жизни» получило 181 млрд рублей премий и заняло 12,3% рынка. На второй позиции АО «СОГАЗ» – 160 млрд рублей (10,85%). Однако после завершения сделки с ООО СК «ВТБ Страхование» ситуация поменяется в обратную сторону: крупнейшим игроком станет АО «СОГАЗ» с долей рынка около 19%. Темп роста премий по страхованию жизни оставался высоким – 36,5%, но ожидаемо замедлился в 2017‑м – показатель составил 53,7%. Страховщики жизни занимают 8 мест в топ‑20.

Выплаты по договорам страхования жизни выросли с 36,5 млрд до 67 млрд рублей в связи с окончанием срока действия договоров и началом массовых продаж. Следует признать, что многие клиенты остались недовольны полученной доходностью, которая оказалась ниже, чем по депозитам. В 2019 году, по прогнозам НРА, прирост премий замедлится, несмотря на это, страхование жизни останется самым крупным видом. Проблема мисселинга (неполного/недостаточного информирования об основных условиях договора) не будет решена полностью, но благодаря усилиям регулятора и профессионального объединения станет менее острой.

Страхование от несчастных случаев благодаря банковскому каналу показало максимальный темп роста из массовых видов (плюс 39,8%, или 48,3 млрд рублей). При этом в абсолютных цифрах количество заключенных договоров сократилось почти на 2 млн. Доля лидера сегмента продолжает увеличиваться: ООО СК «ВТБ Страхование» собирает 46,5% премий. Эта компания показала рекордный прирост и по объему премий – 30,6 млрд рублей, и по количеству договоров – 2,6 млн.

Счета к оплате

Объем выплат по страхованию от несчастных случаев существенно не изменился – 16,4 млрд рублей против 14,4 млрд рублей в 2017 году. Для этого сегмента характерно большое количество отказов, так как удешевление продуктов происходит за счет сокращения перечня рисков и многие события не признаются страховыми. Реалии таковы – каждый 11-й страховой случай остался без возмещения, а средняя выплата составила 36,7 тыс. рублей. Даже с учетом очень высокого комиссионного вознаграждения (61%) рентабельность этого сегмента остается одной из самых высоких среди массовых видов страхования.

Добровольное автострахование – каско – давно не является драйвером рынка, но в 2018‑м впервые за последние 4 года этот сегмент показал положительную динамику объема премий – на 6,2 млрд рублей, или 3,8%. Поддержку оказали рост объемов кредитования физических лиц и связанное с ним увеличение продаж автомобилей.

В 2018 году было продано 1,8 млн новых машин, что на 205 тысяч больше, чем годом ранее. Каско также остается прибыльным для страховщиков. На фоне роста средней выплаты с 84,4 тыс. до 91 тыс. рублей снижается как количество заявленных убытков, так и коэффициент выплат (с 51,2% до 49,4%). Это объясняется высокой долей договоров с франшизами, по условиям которых мелкие убытки оплачивает страхователь.

Преимущества для имущества

Второй год подряд сохраняется отрицательная динамика премий по страхованию имущества юридических лиц. Несмотря на то, что резко увеличилось количество договоров – с 423 567 до 729 707, совокупная страховая сумма повысилась со 132 трлн до 138 трлн рублей, что свидетельствует о продолжающемся снижении тарифов. Объем премий ограничился 88,5 млрд рублей, и это минимум за последние 6 лет. Отсутствие крупных инфраструктурных проектов, нестабильная экономическая ситуация и другие факторы оказывают негативное влияние на этот сегмент рынка, а поддержку он получает за счет залогового страхования имущества крупных заемщиков.Благодаря банкам активно развивается и страхование имущества граждан. Количество договоров за год выросло на 7,4 млн. Солидную прибавку, как и годом ранее, обеспечили ипотека и страхование коробочных продуктов. За 2018 год премии увеличились с 57,4 млрд до 64,8 млрд рублей, в том числе через банковский канал – с 20 млрд до 27 млрд рублей. Состав топ‑10 страховщиков этого сегмента стабилен. С большой долей вероятности в 2019 году сегмент ожидает смена лидера. У ПАО «Росгосстрах» объем премий второй год подряд падает, в то время как у ООО СК «Сбербанк Страхование» динамика существенно выше среднерыночных значений.

Много надежд компании возлагали на закон о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций, принятый в прошлом году. Ожидания оправдались не в полной мере – этот вид остался добровольным, поэтому резкого роста премий и договоров ждать не приходится. Купить полис можно будет уже в 2019 году, но с учетом необходимости разработки множества нормативных правовых документов и бюджетного финансирования фактически эта программа начнет работать не ранее 2020 года.

ОСАГО у «красной зоны»

Страховщики прошли острый этап кризиса в ОСАГО, но ситуация в этом сегменте далека от идеальной. Рынок обязательного автострахования вырос как по объему премий (на 3,9 млрд рублей), так и по количеству договоров (на 1,54 млн штук). Но количество компаний, работающих в этом сегменте, уменьшилось за год с 61 до 50, из них 4 отказались от лицензий добровольно. Лидер сегмента поменялся – на смену СПАО «РЕСО-Гарантия» пришло АО «АльфаСтрахование», занявшее 15,2% рынка. Концентрация в сегменте продолжает ослабевать. На 10 крупнейших страховщиков в прошлом году пришлось 77,7% премий, в 2017‑м – 78,3%, в 2016‑м – 80,2%.

Использование натурального возмещения ущерба и борьба с мошенничеством позволили снизить объем выплат на 37,6 млрд рублей по сравнению с прошлым годом. По данным ЦБ, на 1,7 млрд рублей сократился объем выплат по решению суда. Коэффициент выплат составил в среднем по рынку 61% против 79% в прошлом году. Однако у 17 компаний, работающих с ОСАГО, этот показатель превышает 77%.

Уменьшилось количество регионов, находящихся в «красной зоне». В 22 субъектах Федерации коэффициент выплат превысил 77%, в том числе в восьми – 100%. Год назад таких регионов было 43 и 21 соответственно. Таким образом, хотя ситуация на рынке ОСАГО улучшилась, но по крайней мере половина компаний имеют отрицательный технический результат по этому виду страхования. Первый этап либерализации тарифов в 2019 году приведет к росту конкуренции, но в убыточных регионах тарифы неизбежно вырастут.

Профиль - 03.04.2019