Банковское обозрение: «Страховка от клещей спасает ДМС»

Печать

Татьяна Никитина, руководитель управления анализа страхового сектора НРА

Как и в прошлые годы, драйвером страхового рынка осталось инвестиционное страхование жизни, распространяемое через банковский канал продаж. Объем премий в целом по рынку вырос на 8,3% — до 1,28 трлн рублей.

Cегмент добровольных non-life видов сократился на 0,83%, при этом личные виды добровольного страхования показали положительную динамику: объем премий по страхованию от несчастных случаев вырос на 12,3%, по добровольному медицинскому страхованию — на 1,6%.

ДМС с объемом премий 140 млрд рублей занимает 11% рынка, уступая страхованию жизни, ОСАГО и автокаско. Премии за год выросли на 2,2 млрд рублей, при этом поквартальная динамика премий постепенно замедлялась и во второй половине года перешла в зону отрицательных значений. Ожидания страховщиков по поводу увеличения на 10–12% оказались завышенными, темп роста премий — меньше медицинской инфляции.

При этом количество договоров увеличилось на 815 тыс. — в основном за счет недорогих коробочных продуктов.

Добровольным медицинским страхованием занимается большинство российских страховщиков. В тройку лидеров по объему премий в 2017 году вошли «СОГАЗ» (52,9 млрд рублей), «РЕСО-Гарантия» (12,6 млрд рублей) и «АльфаСтрахование» (12 млрд рублей). Замыкает топ-30 СК «Сбербанк Страхование» с объемом премий 321,3 млн рублей. У 111 из 148 страховых компаний, заключающих договоры ДМС, объем премий превышает 10 млн рублей, у 57 — 100 млн рублей.

Концентрация сегмента продолжает увеличиваться. На топ-30 компаний приходится 94,65% премий, на первую десятку — 84,22%. Темп роста премий у крупных страховщиков выше рыночного. В 2017 году компании, входящие в топ-30, получили почти на 9 млрд рублей премий больше по сравнению с предыдущим годом.

«СОГАЗ» занимает почти 38% рынка, а после объединения с «ВТБ Страхование» доля лидера сегмента превысит 40%.

Для ДМС нехарактерны сильные колебания спроса, потребность в услугах страховщиков сохраняется и со стороны корпоративных клиентов, и со стороны физических лиц.

Несмотря на рост выплат, сегмент остается прибыльным для большинства страховщиков ДМС. По итогам года объем выплат составил 105,8 млрд рублей (в 2016 году — 100,6 млрд рублей). Однако маржа страховщиков сокращается, а повышение тарифов сдерживается высокой конкуренцией. Рост тарифов на классические программы неизбежен, но стоимость полиса может быть уменьшена за счет софинансирования со стороны работника или введения франшизы. Для страховых компаний выгоден вариант с франшизой, так как обращаемость при первом варианте значительно увеличивается.

Теперь страховщики привлекают клиентов не только более низкой ценой, но и уровнем клиентского сервиса, а также дополнительными опциями, что дает преимущества крупным компаниям.

В 2018 году вступил в силу закон о телемедицине, однако внедрение программ с возможностью только удаленного обслуживания ограничено в связи с отсутствием необходимых подзаконных актов. Пока постановка диагноза допускается только при очном осмотре, а онлайн-консультации возможны лишь в здании клиники. Кроме того, развитие этого направления сдерживается отсутствием частных врачей (лицензии имеют клиники, а не врачи).

Тем не менее телемедицинские услуги рассматриваются как часть клиентского сервиса и востребованы в регионах. Экономия от внедрения таких услуг достигается за счет снижения количества более дорогих очных консультаций, возможности удаленного мониторинга состояния пациента.

Таким образом, темп роста премий после удачного 2016 года значительно замедлился, а с учетом инфляции показал отрицательную динамику.

Поддержку сегменту продолжают оказывать медицинское страхование мигрантов (полис ДМС необходим для оформления патентов и разрешений на работу, количество которых выросло за год на 170 тыс.), страхование от сезонных и критических заболеваний. При средней цене полиса страхования от онкологических заболеваний 5-6 тыс. рублей (страховая сумма в 100 раз выше), а полиса страхования от укуса клеща — 200–1000 рублей (страховая сумма 100–400 тыс. рублей) количество розничных клиентов увеличивается ежегодно.

Будущее рынка ДМС связано с ростом розничного сегмента, развитием клиентского сервиса, персонализацией тарифов, повышением технологичности, внедрением программ по предотвращению заболеваний. Такие программы Workplace wellness, предусматривающие проведение дней здоровья, вакцинаций, профосмотров, становятся частью корпоративной культуры. С 2019 года ожидается активное развитие телемедицинской составляющей в связи с возможностью выдачи электронных рецептов и постановки диагноза дистанционно. В регионах более востребованы услуги «Второе мнение», в Мос­кве и Санкт-Петербурге — расшифровка результатов анализов.

Еще один тренд — увеличение срока страхования с 12 до 18 и более месяцев.

Основными потребителями услуг ДМС являются жители Москвы и Санкт-Петербурга. Реформа обязательного медицинского страхования в сочетании с повышением доступности телемедицинских услуг будет способствовать развитию ДМС в регионах.

Банковское обозрение, 06.07.2018