МФК "ИнкассоЭксперт"Печать
ID_NRA: 
011-14
Полное наименование: 
Общество с ограниченной ответственностью Микрофинансовая компания «ИнкассоЭксперт»
Местонахождение: 
Москва
Тип объекта оценки: 
Микрофинансовые компании
ИНН: 
7708277764

Рейтинг надежности МФО / Микрофинансовых (микрокредитных) компаний - один из видов рейтингов, присваиваемых Агентством, является некредитным (специализированным) и представляет собой субъективное мнение Агентства о возможностях МФО по управлению процессом выдачи займов и его качестве.

При определении уровня рейтинга Агентство делает больший акцент на анализе качественных факторов, тенденциях деятельности и стабильности компании, а не на ее отдельных финансовых показателях и/или коэффициентах.

Шкала, используемая для выражения данного мнения Агентства, не является взаимозаменяемой, сопоставимой или эквивалентной со шкалами, используемыми для других видов некредитных (специализированных) рейтингов.

РЕЙТИНГ НАДЕЖНОСТИ МФО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ КРЕДИТНЫМ РЕЙТИНГОМ, не связан с оценкой способности рейтингуемого лица исполнять принятые на себя финансовые обязательства и не отражает мнение Агентства о кредитоспособности, или финансовой надежности, или финансовой устойчивости МФО.

Агентство вправе изменить или отозвать рейтинг надежности МФО в любой момент времени на основании информации, полученной, по мнению Агентства, из надежных источников, и/или информации, полученной от рейтингуемого лица в рамках регулярного мониторинга, либо в связи с непредставлением информации МФО.

Рейтинг надежности МФО / Микрофинансовых (микрокредитных) компаний (производный / некредитный рейтинг) является мнением Агентства об устойчивости бизнес-модели и рыночных позиций компании в рамках одной отрасли, в чем и заключается отличие рейтингов надежности и кредитных рейтингов. Рейтинг отражает мнение агентства о способности рейтингуемого лица исполнять свои финансовые обязательства перед клиентами, контрагентами и кредиторами, а также мнение о качестве услуг компании и качестве действующей в ней системы риск-менеджмента.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрофинансовой организацией (МФО) является юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, товарищества или хозяйственного общества. Такая организация может осуществлять микрофинансовую деятельность только после внесения сведений о себе в государственный реестр МФО, и является объектом регулирования со стороны Банка России. Статус микрофинансовой организации дает право предоставлять заемщикам микрозаймы на сумму, не превышающую 1 млн рублей. МФО могут выдавать такие займы субъектам малого бизнеса, индивидуальным предпринимателям и гражданам. 

Разделение МФО на микрофинансовые компании (МФК) и микрокредитные компании (МКК) предусмотрено поправками к Федеральному закону «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», которые вступили в силу 29 марта 2016 года. Статус микрофинансовой компании могут получить МФО, располагающие собственным капиталом в размере не менее 70 млн рублей и представившие в Банк России необходимые для получения статуса МФК документы.

Агентство проводит регулярный мониторинг надежности МФО, процедура пересмотра рейтинга проводится не реже 1 раза в год.

Рейтинговая шкала для оценки надежности микрофинансовых компаний

Для проведения комплексного и максимально полного финансового и качественного анализа Агентством запрашивается отчетность и финансовая информация МФО, включая Анкету по форме Агентства; корпоративная информация и данные о системе риск-менеджмента; а также дополнительные расшифровки к отчетам компании, включая в том числе отчет о движении денежный средств, винтажный анализ, отчет о резервировании средств по займам. В анализе также используется маркетинговая и иная информация компании (в т.ч. годовые отчеты, рекламные материалы, презентации, эмиссионные документы и презентации для инвесторов / кредиторов, стратегия развития, планы и прогнозные показатели).

При присвоении рейтинговой оценки Агентство учитывает уровень информационной прозрачности компании, полноту и достоверность предоставленной для анализа информации. Низкая информационная прозрачность, недостоверность или неактуальность предоставляемой Агентству информации может привести к снижению рейтинговой оценки.

В основе методологии лежит балльная (скоринговая) система. Анализ показателей рейтинговой модели и балл рейтинговой модели лежат в основе решения о присвоении рейтинга надежности МФО.

Балл рейтинговой модели определяется на основе анализа исходной информации, включая экспертную оценку качественных параметров и скоринговую оценку количественных показателей рейтинговой модели.

Модель включает следующие Блоки показателей:

Блок

Наименование

Вес блока

Блок 1

Блок финансового анализа

35,00%

Блок 2

Блок качественного анализа

65,00%

Штрафы и бонусы

Полнота раскрытия информации

-10,00%

Штрафы и бонусы

Реализация событий, влияющих на уровень репутационного риска компании

-10,00%

 

В рамках финансового анализа модель учитывает следующие показатели:

  • Динамика активов, их диверсификация и качество.
  • Капитал, его динамика, выполнение норматива НМО1.
  • Ликвидность, соблюдение норматива НМО2, сбалансированность активов и пассивов по срокам, возможности МФО по привлечению ликвидности, а также меры, принимаемые с целью предотвращения разрыва ликвидности.
  • Ресурсная база, диверсификация по источникам фондирования.
  • Доходность и рентабельность.

Качественный анализ учитывает следующие критерии:

  • Репутацию собственников МФО и их влияние на развитие компании.
  • Репутацию аудитора, качество и стандарты отчетности организации, в том числе наличие отчетности по МСФО.
  • Стратегию развития, ее исполнение и четкость заявленных планов.
  • Репутацию руководства, квалификацию персонала и уровень корпоративного управления.
  • Уровень автоматизации, технологии и программные комплексы, используемые МФО в ее текущей профессиональной деятельности.
  • Набор продуктов и услуг, которые предлагают МФО, специфику деятельности и перспективы развития клиентской базы.
  • Географию присутствия, широту и диверсификацию филиальной и агентской сети, эффективность работы сети продаж.
  • Качество системы управления рисками.

Кроме того, методикой оценивается такой фактор, как реализация событий, влияющих на уровень репутационного риска компании. В том числе влияние на рейтинг могут оказать следующие события:

  • Несоблюдение законодательства, внутренних правил, принципов этики
  • Недостоверность отчетности
  • Сокрытие обязательной к раскрытию информации
  • Участие в сомнительных операциях
  • Заниженная оценка рисков, рискованная политика
  • Конфликт интересов и некорректное раскрытие
  • Публичные или судебные конфликты и споры по вопросам корпоративного управления
  • Претензии от государственных органов и штрафы
  • Негативные публикации в СМИ
Шкала надежности микрофинансовых компаний