Профиль: «Здоровье по страховке»

Печать

Татьяна Никитина, руководитель управления страховых рейтингов Национального Рейтингового Агентства

 

Итоги первого полугодия 2017-го: стагнация экономики не дает возможностей для роста классического добровольного медицинского страхования

Что происходит с добровольным медицинским страхованием: итоги первого полугодия 2017 и прогнозы от Национального Рейтингового Агентства (НРА).

Итоги первого полугодия 2017 года радуют в основном страховщиков жизни и ряд компаний, имеющих возможность распространять страховые продукты через банки. В целом по рынку объем премий вырос на 9,54% и составил почти 646 млрд рублей. Основной вклад в рост премий внесли страхование жизни (+59,4%), страхование от несчастных случаев (+8,1%), имущества граждан (+14,7%) и страхование ответственности (+8%).

На фоне нулевого прироста премий в добровольном non-life сегменте личные виды показывают хорошие результаты. Объем премий по страхованию от несчастных случаев вырос на 8,1%, по добровольному медицинскому страхованию – на 7,5%.

ДМС с объемом премий 98,1 млрд рублей занимает шестую часть рынка, уступая только страхованию жизни и ОСАГО. Премии за год выросли почти на 7 млрд рублей, а количество договоров – на 400 тысяч.

Подспорьем ДМС служит медицинское страхование мигрантов, но влияние этого сегмента на объем премий не так существенно. Ежегодно в Россию прибывает более 550 тысяч официальных мигрантов, и каждый из желающих трудоустроиться обязан купить медицинский полис. При страховой сумме 100 тысяч рублей и стоимости полиса в среднем 4 тысячи рублей объем рынка ДМС мигрантов можно оценить примерно в 2,2 млрд рублей, что составляет менее 3% премий.

В корпоративном сегменте количество клиентов не увеличивается. Стагнация экономики не дает возможностей для роста классического ДМС: не создаются новые рабочие места, не появляются новые работодатели, а существующие стремятся снизить затраты на социальный пакет. В результате уменьшается объем рисков (например, вместо полного обследования вводятся отдельные виды скринингов, исключается плановая госпитализация и т. п.).

В дополнение к классическим программам ДМС корпоративных клиентов страховщики пробуют новые формы взаимодействия с клиентами и медицинскими учреждениями. Например, продукты на стыке ДМС и страхования от несчастных случаев: страхование от сезонных заболеваний («Антиклещ», «Антигрипп»), страхование от онкозаболеваний, а также программы для ведущих здоровый образ жизни с возможностью посещений бассейна, фитнес-залов, недорогие коробочные продукты «Врач онлайн», «Медицинская помощь при ДТП».

Принятый в июле 2017 года Закон о телемедицине, разрешающий дистанционные консультации, станет толчком для развития новых продуктов ДМС. Мобильные приложения, позволяющие обратиться к врачу онлайн, будут актуальны для разных групп пациентов. Для молодых и активных подобные немедицинские приложения уже стали нормой жизни, и «цифровое ДМС» с легкостью впишется в эту виртуальную среду. Для региональных пациентов будет востребована программа «Второе медицинское мнение», позволяющая получить консультацию у лучших профильных специалистов.

Страховые компании уже начали включать услуги телемедицинской службы в программы корпоративных клиентов. Группа «Ренессанс Страхование» прикрепила более 200 тысяч сотрудников корпоративных клиентов по ДМС к телемедицинскому обслуживанию на базе сети клиник «Доктор рядом». «АльфаСтрахование» с июля 2017 года начала продажи программы «Крепкое здоровье», участникам которой гарантированы круглосуточные консультации врачей-терапевтов сервиса «Онлайн Доктор».

Потенциал рынка телемедицины и сопутствующих страховых программ можно оценить примерно в 20 млрд рублей. Они могут стать драйвером развития рынка ДМС в среднесрочной перспективе.

Телемедицина интересует страховые компании как для привлечения новых клиентов, так и с точки зрения снижения издержек. Существующие варианты экономии на ДМС для корпоративных клиентов – софинансирование сотрудниками, возможность записи только через медицинского оператора, сокращение количества предоставляемых услуг – имеют существенные недостатки (рост обращаемости в случае софинансирования, снижение качества лечения при ограничениях количества услуг и т. д.). Кроме того, снижается удовлетворенность клиентов, и они могут перейти от ДМС в категорию платных пациентов.

Подходящим и для клиентов, и для страховой компании способом снижения затрат классических продуктов ДМС является франшиза (участие пациента в выплате). Экономия от франшизы примерно на 50% больше ее размера.

Пока страховщики поддерживают убыточность на приемлемом уровне. По итогам 1-го полугодия объем выплат составил 50,5 млрд рублей (в 1-м полугодии 2016 года – 48,2 млрд рублей).

Рынок ДМС в ближайшие годы будет меняться довольно активно. Классические продукты будут дополнены телемедицинской составляющей, появятся новые недорогие программы с возможностью только онлайн-консультаций. Использование телемедицины даст экономию на выплатах в 2–3 раза, однако для внедрения нужно около 5 лет. Основной денежный поток страховщиков ДМС по-прежнему будет обеспечен классическими корпоративными клиентами.

Сокращение сегмента обязательного медицинского страхования будет способствовать развитию ДМС не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других регионах. Концентрация сегмента и в дальнейшем будет увеличиваться. Сейчас на рынке присутствует 148 компаний, занимающихся ДМС. Из них только 103 собрали за 6 месяцев больше 10 млн рублей. По итогам 1-го полугодия 2017 года 30 крупнейших компаний получили на 11,8 млрд рублей премий больше по сравнению с 1-м полугодием 2016 года при общем росте на 6,85 млрд рублей. И именно крупные страховщики будут более конкурентоспособны с точки зрения ИТ-сопровождения.

Профиль, 05.10.2017