Банки.ру: «Срубить по-легкому». Как страсть к бытовому мошенничеству губит целую отрасль»

Печать
Управляющий директор НРА Павел Самиев

Страховые компании уже давно в открытую говорят о том, что им гораздо выгоднее платить вовремя и в полном объеме, чтобы избежать судебных претензий и следующих на ними штрафов, расходов на работу юристов и прочих трат. Тогда откуда та безумная убыточность, на которую жалуются страховщики?

Мы постоянно слышим о том, что страховой рынок переживает кризис доверия. Якобы страховщики только и делают, что собирают страховые премии и всячески избегают выплат. А потом еще кричат о мошенниках-автоюристах и высокой убыточности, в то время как клиенты обивают пороги страховых компаний, судов и других инстанций, чтобы получить законные выплаты. На первый взгляд может показаться, что страховщики просто отвернулись от своих клиентов. Но так ли это на самом деле?

Скорее, наоборот. Если бы рынок не заботился о сервисе, отрасли, дающей более 2% ВВП, уже бы не было. Отмерла бы за ненадобностью.

Мало того, все здравомыслящие страховщики давно ломают голову над тем, как повысить лояльность действующих клиентов, привлечь новых (причем не только по обязательным видам, но и по добровольному страхованию). Постоянно работают над упрощением процедур урегулирования (последним ярким примером стали действия страховщиков по отмене справок для получения выплат после московского урагана), качеством сервиса, новыми онлайн-продуктами. Заботятся о финансовой грамотности клиентов, борются с мисселингом. Страховые компании уже давно в открытую говорят о том, что им гораздо выгоднее платить вовремя и в полном объеме, чтобы избежать судебных претензий и следующих на ними штрафов, расходов на работу юристов и прочих трат. Тогда откуда та безумная убыточность, на которую жалуются страховщики?

И здесь на первый план выходят мошенники. Причем не только так называемые черные автоюристы и «профессиональные» мошенники, но и просто мелкие бытовые жулики, желающие «отбить» потраченные на полис деньги под лозунгом «зря платил разве?».

Однако не стоит забывать, что любое мошенничество, согласно Уголовному кодексу РФ, — это преступление. Но почему-то наше общество и граждане до сих пор не осознают этого, считая нормальным и правильным «выбивание» денег и злоупотребление законом.

Подтверждением этому служит популярность в народе песни о неоднократных попытках получить возмещение в результате страхового мошенничества от известного рэпера Ноггано. Несмотря на то что песне уже больше десяти лет, тема подобного заработка для юга страны и других регионов, к сожалению, остается более чем актуальной.

И правда удивительно: почему ворующий в продуктовом магазине отвечает за свои поступки в суде и несет наказание, в то время как страховые мошенники чаще всего даже не доходят до зала суда?

К сожалению, во многом страховщики сами своей практикой довели ситуацию до критической отметки. Лидеры рынка в большинстве своем предпочитают не тратить усилия на поиски доказательной базы и оформление заявлений об уголовном преступлении, если речь идет о мелких и средних убытках до 50 тыс. рублей, а договариваться с лицами, подозреваемыми в мошенничестве, рождая тем самым еще бóльший вал мошенников. А они и рады такой практике, ведь худшее, что может произойти, — придется отказаться от своих претензий.

С мошенниками, как и с вымогателями и террористами, нельзя ни о чем договариваться! Здесь должна быть однозначная позиция всех игроков отрасли: любое мошенничество должно быть наказано согласно закону. Решили обмануть страховую компанию и заявить со свежим убытком старые повреждения — готовьтесь к тому, что ваши намерения раскроют и вы будете за это отвечать.

К слову, помочь в этом страховщикам могут современные IT-системы, позволяющие типизировать заявленные убытки и выделять «маркерами» нетипичные случаи. Многие компании не первый год следят за актуальностью и полнотой всех внесенных в подобную систему данных, поскольку именно такая методичная работа позволяет «научить» систему выявлять в общем объеме заявлений те, что могут вызвать подозрения. Дальше же в игру вступают служба безопасности и правовой отдел, которые проводят перепроверку и при необходимости собирают доказательства для открытия уголовного дела. Опыт показывает, что это довольно эффективный метод выявления случаев мошенничества вне зависимости от размера заявленного убытка.

Правда, до конца решить эту проблему будет сложно без слаженной работы самих страховщиков, правоохранительных органов, Верховного суда и регулятора. Мы все должны занять жесткую позицию в отношении любых действий, которые имеют признаки мошенничества, не пренебрегать ресурсами и перепроверять все обстоятельства страховых событий. Собирать доказательства даже при мелких злоупотреблениях законом. При необходимости добиваться открытия уголовных дел. Для успешной борьбы мы обязаны сделать это своей повседневной практикой — как говорят во Франции: «Скептиков никогда не обманывают».

Такой подход точно охладит многих сумасбродов, желающих разжиться «легкими» деньгами. Согласитесь, вряд ли кто-то к уже имеющейся кредитной истории захочет обзавестись еще и уголовной.

Вылечив этот «нарыв», мы не только сэкономим немалую сумму денег (по данным АЦ НАФИ, в 2016 году только в рамках ОСАГО с рынка с помощью различных страховых махинаций было выведено как минимум 13 млрд рублей), но и высвободим дополнительные ресурсы для развития отрасли и улучшения качества обслуживания клиентов. А также решим давнюю проблему страхового рынка — значительно улучшим и ускорим процесс урегулирования убытков.

А ведь именно процедура урегулирования и формирует по большей части образ всей отрасли (если клиент недоволен или не доверяет страховой компании, то в 90% случаев связано это с неудачным опытом при получении страховой выплаты). Если нам удастся объединиться в этой борьбе, выиграют все: и честные клиенты, и страховые компании — в стране появится новая страховая культура.

Банки.ру, 18.07.2017