МЕТОДИКА ОЦЕНКИ НАДЕЖНОСТИ МИКРОФИНАНСОВЫХ КОМПАНИЙ

←Рейтинг надежности микрофинансовых компаний индивидуальный

Рейтинг надежности МФО / Микрофинансовых (микрокредитных) компаний (производный /  некредитный рейтинг) является мнением Агентства об устойчивости бизнес-модели и рыночных позиций компании в рамках одной отрасли, в чем и заключается отличие рейтингов надежности и кредитных рейтингов. Рейтинг отражает мнение агентства о способности рейтингуемого лица исполнять свои финансовые обязательства перед клиентами, контрагентами и кредиторами, а также мнение о качестве услуг компании и качестве действующей в ней системы риск-менеджмента.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрофинансовой организацией (МФО) является юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, товарищества или хозяйственного общества. Такая организация может осуществлять микрофинансовую деятельность только после внесения сведений о себе в государственный реестр МФО, и является объектом регулирования со стороны Банка России. Статус микрофинансовой организации дает право предоставлять заемщикам микрозаймы на сумму, не превышающую 1 млн рублей. МФО могут выдавать такие займы субъектам малого бизнеса, индивидуальным предпринимателям и гражданам. 

Разделение МФО на микрофинансовые компании (МФК) и микрокредитные компании (МКК) предусмотрено поправками к Федеральному закону «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», которые вступили в силу 29 марта 2016 года. Статус микрофинансовой компании могут получить МФО, располагающие собственным капиталом в размере не менее 70 млн рублей и представившие в Банк России необходимые для получения статуса МФК документы.

Агентство проводит регулярный мониторинг надежности МФО, процедура пересмотра рейтинга проводится не реже 1 раза в год.

Рейтинговая шкала для оценки надежности микрофинансовых компаний

Для проведения комплексного и максимально полного финансового и качественного анализа Агентством запрашивается отчетность и финансовая информация МФО, включая Анкету по форме Агентства; корпоративная информация и данные о системе риск-менеджмента; а также дополнительные расшифровки к отчетам компании, включая в том числе отчет о движении денежный средств, винтажный анализ, отчет о резервировании средств по займам. В анализе также используется маркетинговая и иная информация компании (в т.ч. годовые отчеты, рекламные материалы, презентации, эмиссионные документы и презентации для инвесторов / кредиторов, стратегия развития, планы и прогнозные показатели).

При присвоении рейтинговой оценки Агентство учитывает уровень информационной прозрачности компании, полноту и достоверность предоставленной для анализа информации. Низкая информационная прозрачность, недостоверность или неактуальность предоставляемой Агентству информации может привести к снижению рейтинговой оценки.

В основе методологии лежит балльная (скоринговая) система. Анализ показателей рейтинговой модели и балл рейтинговой модели лежат в основе решения о присвоении рейтинга надежности МФО.

Балл рейтинговой модели определяется на основе анализа исходной информации, включая экспертную оценку качественных параметров и скоринговую оценку количественных показателей рейтинговой модели.

Модель включает следующие Блоки показателей:

Блок

Наименование

Вес блока

Блок 1

Блок финансового анализа

35,00%

Блок 2

Блок качественного анализа

65,00%

Штрафы и бонусы

Полнота раскрытия информации

-10,00%

Штрафы и бонусы

Реализация событий, влияющих на уровень репутационного риска компании

-10,00%

В рамках финансового анализа модель учитывает следующие показатели:

  • Динамика активов, их диверсификация и качество.
  • Капитал, его динамика, выполнение норматива НМО1.
  • Ликвидность, соблюдение норматива НМО2, сбалансированность активов и пассивов по срокам, возможности МФО по привлечению ликвидности, а также меры, принимаемые с целью предотвращения разрыва ликвидности.
  • Ресурсная база, диверсификация по источникам фондирования.
  • Доходность и рентабельность.

Качественный анализ учитывает следующие критерии:

  • Репутацию собственников МФО и их влияние на развитие компании.
  • Репутацию аудитора, качество и стандарты отчетности организации, в том числе наличие отчетности по МСФО.
  • Стратегию развития, ее исполнение и четкость заявленных планов.
  • Репутацию руководства, квалификацию персонала и уровень корпоративного управления.
  • Уровень автоматизации, технологии и программные комплексы, используемые МФО в ее текущей профессиональной деятельности.
  • Набор продуктов и услуг, которые предлагают МФО, специфику деятельности и перспективы развития клиентской базы.
  • Географию присутствия, широту и диверсификацию филиальной и агентской сети, эффективность работы сети продаж.
  • Качество системы управления рисками.

Кроме того, методикой оценивается такой фактор, как реализация событий, влияющих на уровень репутационного риска компании. В том числе влияние на рейтинг могут оказать следующие события:

  • Несоблюдение законодательства, внутренних правил, принципов этики
  • Недостоверность отчетности
  • Сокрытие обязательной к раскрытию информации
  • Участие в сомнительных операциях
  • Заниженная оценка рисков, рискованная политика
  • Конфликт интересов и некорректное раскрытие
  • Публичные или судебные конфликты и споры по вопросам корпоративного управления
  • Претензии от государственных органов и штрафы
  • Негативные публикации в СМИ

Рейтинговым комитетом может быть принято решение о присвоении / изменении рейтинга на уровне, отличном от рейтинга, указываемого значением рейтинговой модели.  Это возможно, если зафиксированы:

1)            благоприятные или негативные изменения внешней среды (политические, макроэкономические, рыночные риски, конкурентная среда, правовые риски)

2)           явные отклонения (лидерство или отставание) МФО по сравнению с конкурентами; неучтенная разница показателей компании и ее конкурентов, учет преимуществ монопольного положения, ограничений на конкуренцию или рисков, связанных с барьерами для входа;

3)            ненадлежащее качество, неподтвержденная документально или неадекватная оценка стоимости активов и инвестиций при составлении отчетности МФО, затрудняющая анализ финансовых показателей и требующая дополнительной экспертной оценки;

4)           существенное изменение показателей, учитываемых рейтинговой моделью, которые произошли после отчетной даты, и не были (не могут или не должны быть в настоящее время) учтены в текущей рейтинговой модели, хотя окажут несомненное влияние на нее впоследствии.

5)           100 % владение, тесная интеграция бизнеса, низкая самостоятельности и независимость дочерних структур от материнских, если риски третьей компании полностью определяют риски анализируемой МФО. Рейтинг может определяться, исходя из балла рейтинговой модели материнской компании, также относящейся к классу МФО. Аналогичным образом возможно присвоение рейтинга материнской компании по оценке дочерней компании, которая является в группе основной операционной единицей, концентрирующей на себе основной объем рисков, выручки и прибыли.