Почта сыграет на банковском поле

Печать

Группа ВТБ и «Почта России» пришли к соглашению о создании почтового банка. Банк будет создан на основе розничной «дочки» ВТБ, Лето-банка. 50% плюс одна акция будущего почтового финансового института будет являться собственностью ВТБ, остальные — принадлежать «Почте России». Инвестиции ВТБ составят 16 млрд рублей.

Совет директоров почтового банка (точное его название еще не определено) может возглавить министр связи Николай Никифоров.

Разговоры о создании банка на базе «Почты России» велись уже достаточно давно, но реальностью они стали только сейчас — банк называют детищем нынешнего гендиректора «Почты России» Дмитрия Страшнова, возглавившего компанию в 2013 году.

Наличных мало

Основная цель создания банка для самой «Почты» — получить возможность оказывать полный спектр финансовых услуг, закрепившись тем самым на банковском рынке и обеспечив себе рост доходов. «В международной практике крупные почтовые операторы — это серьезные финансовые институты, и “Почта России” не исключение, — говорит заместитель гендиректора “Почты России” по финансовому бизнесу Владимир Салахутдинов. — Сегодня финансовые услуги дают нам чуть больше трети от выручки и более 50 процентов вклада в общий финансовый результат. Можно сказать, что почта во многом живет за счет финансовых услуг». Финансовые услуги, которые уже оказывает почта, — прием коммунальных платежей, выдача пенсий, денежные переводы и продажа страховых продуктов.

Но сейчас почта, в отличие от банков, имеющих лицензию, не имеет возможности открывать счета и предоставлять финансовые услуги в безналичной форме. «Проникновение банковской системы увеличивается, все больше людей используют банковские продукты, — поясняет Салахутдинов. — И потенциальное число пользователей услуг  наличными сокращается. Новые пенсионеры — это люди, которые будут пользоваться картами. Чтобы сохранить присутствие в сегменте финансовых услуг, а значит, сохранить почту как эффективное и самоокупаемое предприятие, с доходами, позволяющими содержать сеть отделений, нужна возможность перехода к безналичным операциям».

После создания банк будет, во-первых, передавать прибыль своим материнским компаниям, а во-вторых, платить почте так называемый инфраструктурный платеж за присутствие в розничной сети «Почты России».

Если говорить о группе ВТБ, то для нее переформатирование Лето-банка в новый банк с широчайшим охватом и серьезной ставкой на комиссионные доходы, похоже, является попыткой выйти из сложного периода (в первом полугодии 2015-го убыток ВТБ составил 17,1 млрд рублей).

Розничный банк для тех, кто не ходит в банки

Почтовый банк будет предоставлять набор базовых продуктов, куда входят платежные и потребительские карты, вклады, платежи. По мнению Владимира Салахутдинова, конкурентом почтового банка можно было бы считать все розничные банки, работающие в массовом сегменте. Однако сегодня достаточно большое число людей вообще не имеет банковских счетов. «До 60 миллионов человек пользуется небанковскими финансовыми услугами на почте, — говорит Салахутдинов. — Поэтому можно говорить о том, что существует серьезный пласт населения, не охваченный банковскими услугами, и одна из задач почтового банка — предложить такие услуги для этой категории людей, а не только тем, кто сегодня является пользователем других розничных банков». При этом финансовые услуги почта намеревается тесно связать с почтовыми, сделав ставку на рост интернет-торговли (какие именно решения для любителей покупок через интернет будут предложены, пока не раскрывается).

Но, конечно, от сравнений будущего почтового банка со «Сбером» уйти невозможно. По мнению Антона Сороко, аналитика инвестиционного холдинга «Финам», можно говорить о конкуренции между Сбербанком и почтовым банком на период самого начала создания структуры, а также на территориях, где до последнего момента банковские операции осуществлялись Сбербанком. «Новая финансовая организация будет ориентирована на массовый сегмент, ее плюсом будет достаточно дешевое фондирование за счет пенсионных денег, — добавляет Сороко. — Ключевой момент — привлечение клиентов, которые практически не взаимодействуют с банками, попытка создать с ними долгосрочные отношения. В целом данный сегмент низкомаржинален, но полагаем, что за счет наличия уже готовой инфраструктуры, а также привлечения нового бизнеса финансовые результаты почтового банка вполне могут быть приемлемыми».

Ирина Григорьева, аналитик Национального Рейтингового Агентства, убеждена, что почтовый банк имеет большие перспективы развития в связи с традиционно более сильными позициями почты в сельских областях. «Что касается будущих позиций почтового банка, то, на мой взгляд, уже через несколько лет новый банк сможет приблизиться к крупнейшему банку страны по некоторым показателям. Однако развитие почтового банка будет строиться большей частью на вовлечении новых клиентов в сферу банковских услуг. Этому будет способствовать как более широкая сеть отделений (42 тысячи у “Почты России” против 17,5 тысячи у Сбербанка), так и те направления стратегии развития нового банка, которые можно считать нишевыми». Аналитик поясняет, что многие постоянные клиенты почты просто не имеют банковских счетов, и предложение как услуг открытия счета и накопления средств, так и различных кредитных продуктов для таких клиентов является значительным потенциальным преимуществом почтового банка. Кроме того, часть клиентов почты просто не имеют легкого доступа к банковским услугам в силу удаленности от отделений банков.

Создатели почтового банка особо отмечают, что предлагаемые продукты будут максимально простыми, «коробочными» — с ипотекой или автокредитами банк работать не будет. Тем не менее аналитики предупреждают, что собственникам нового банка все равно нужно будет обратить особое внимание на кредитные риски. «Интенсивный рост потребительского кредитования может привести к возникновению и росту проблемных ссуд, так как целевая клиентура почтового банка в наибольшей степени подвержена сокращению платежеспособности в условиях экономической нестабильности», — комментирует ситуацию Григорьева.

«Главное, чтобы не подкачала реализация данного проекта. Ключевая проблема — уровень подготовки линейного персонала. Это узкое место нужно обходить за счет программ переподготовки кадров, запуск которых мне видится основным сложным моментом на этапе реализации проекта. К примеру, в Сбербанке эта проблема по-прежнему стоит очень остро, особенно на фоне качественного продвижения в рамках оптимизации бизнес-процессов», — добавляет Сороко.

Эксперт, 14.09.2015